Автор |
Тема: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями...& (Прочитано 19686 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
"Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями...&
« В: 06/22/06 в 09:29:00 » |
Цитировать » Править
|
Образ "старшего брата" в украинской классической литературе Та глухая неприязнь, а то и открытая враждебность, которая сквозит в украинской литературе позднего средневековья и раннего модерна ко всему великороссийскому, удивляет человека, выросшего в ареале российской культуры. Русская литература полна совершенно искренних панегириков украинской природе, народу малороссийскому, национальному характеру и нередко даже языку и искусству украинцев. Она с удовольствием адаптирует украинскую тематику и украинский национальный колорит, как то было с Гоголем и Котляревским, Марко Вовчок и Александром Довженко. Она с удовольствием сама обращается к украинской тематике и стилистике - Пушкин, Рылеев, Бунин... да почти у каждого крупного русско писателя нет-нет да встретится что-то на украинскую тему и с украинскими интонациями. "Добрый конь поднимет ногу, притопнет другою..." - это одесский еврей Багрицкий. Так вот, в украинской литературе вы ничего зеркально похожего не отыщете. Есть официозные панегирики русским царям и церковным деятелям. Есть попытки "перекрестного опыления" - русские повести Гребинки и Шевченка, русские пьесы Квитки-Основьяненка, руская версия "Черной рады" Пантелеймона Кулиша (примечательно, что и в русском изводе роман не называется "Чёрный совет") - но начисто отсутствует взгляд на Великороссию, симметричный великоросскому взгляду на Украину - как на милую экзотику. Неприязнь порой пробивается даже сквозь риторический официоз - например, весьма промосковская "Летопись" Самойла Величка полна проговорок вроде: "Разорил Запорожскую сечь... продал ляхам правобережную Украину... уничтожил и закабалил всех малороссиян как шляхетского казацкого чина, так и посполитых" - это пишет о деятельности Петра современник Петра и очевидец Полтавского сражения, выступавший на стороне пророссийской партии. Антироссийские выпады Т. Г. Шевченка советское школьное образование обходило стыдливым молчанием, а про оборот, вынесенный в заголовок этого очерка объясняло, что слово "москали" здесь имеет только значение "солдаты" (что немного не так - об этом будет сказано ниже). Погружение же в украинскую культуру "без купюр" вызывает человека российского или советского воспитания неприятное потрясение - за что? Что мы им сделали, что они нас так не любят? Очень популярна "австро-венгерская" теория. Дескать, чтобы ослабить Россию, Австро-Венгрия подогревала в Украине сепаратистские настроения и подкармливала организации вроде Кирилло-Мефодиевского общества. Фактическая часть этой теории в ряде случаев правдива - действительно, "русинский" патриотизм подпитывался из Австро-Венгрии, но беда в том, что "антимоскальские" выпады мы без труда найдем даже у таких убежденных имперцев-классицистов, как Котляревский и Квитка-Основьяненко. Неприязнь к "москалю" настолько глубоко укоренена в человеке, воспитанном в духе "старожитней" Гетьманщины, что без малейшего внутреннего конфликта уживается даже с проимперскими убеждениями. Люди, котрые полагают, что интеллектуальная и духовная автономия украинца, отделенность от России и противопоставление себя ей - искусственны, надуманны и являются плодом австро-венгерских (польских, американских) усилий - не знают истории Украины, не знают собственной истрии и, как правило, вскормлены рядом популярных мифов, до сих пор преподносимых в качестве истории в российских школах и ВУЗах. Очертим этот круг популярных мифов. Миф 1. Церковная уния Поляки-католики и папские агенты, особенно иезуиты, спали и видели, как уничтожить православную Церковь на Украине. Но православные сопротивлялись так мужественно и стойко, что в конце концов католики пошли на подлый обман: подкупив ряд иерархов украинской православной Церкви, они уговорили их принять омофор Рима и, для вида сохраняя обрядность православной Церкви, превратиться в католиков и окатоличить всю свою паству. Тема церковной унии требует отдельного большого очерка, в то время как я располагаю лишь одним абзацем. Весь клубок противоречий и интересов, естественно, этим абзацем не охватишь, можно сказать лишь одно: у Унии не было более злых врагов, чем иезуиты. И до принятия "Торчинских артикулов" у Унии не было более горячего сторонника, чем князь Василий Острожский. А вот каким образом он, увидев, что дело идет не по его проекту, сделался столь же пламенным защитником Православия и противником Унии - кому интересно, может найти и прочитать. Миф 2. Польское угнетение и русская защита Во многом базируется на "Казацких Летописях" и выросшей из них художественной литературе, относившейся к "Летописям" некритично, как к совершенно достоверному источнику. Согласно им, польский гнет в отношении украинского населения и Православной Церкви был так нестерпим, что жителям Малороссии не оставалось ничего, кроме восстания и перехода под руку русского царя, воссоединения с братьями по вере. Реальность несколько более сурова. Уже судьба Выговского и Брюховецкого показала: украинская и российская политическая культура разнятся так, что каждая сторона едва ли была готова признать другую договороспособной. В отличие от церковного вопроса, этот будет рассмотрен ниже несколько подробнее - но уже во времена Руины многие отдавали себе отчет в том, что, подписав Переяславские статьи, Богдан умер очень невовремя и навязал Украине на голову оккупанта гораздо худшего, нежели Корона. Гибель Данилы Выговского многих заставила задаться вопросом - если _такое_ делают с потенциальными союзниками - то как же поступают с подданными? Судьба Батурина впоследствии показала - как. А три поколения спустя памяь о польских угнетениях на Левобережье осталась только в фольклоре - а вот российское закрепощение сделалось вещью очень болезненной и реальной. Миф 3. Предатель Мазепа Многим знаком по поэме Пушкина "Полтава", так что не нуждается в специальном изложении. Самое смешное - то, что и зашибись-патриотом, каким его пытаются подать сейчас, Мазепа не был. Это был хитрый политик, дипломат и шляхтич до мозга костей, верно служивший Петру. Его судьба - наглядная иллюстрация к теме "Как при помощи московской политики сделать из верного вассала врага". Потому что зверская эскплуатация Петром в ходе турецких войн украинских ресурсов, народа и войска привела Украину на грань очередного казацкого бунта - "бессмысленного и беспощадного". Мазепа, до того момента твердой рукой подавлявший казачьи бунты для Петра, был уверен что с этим уже не справится - а еще он прекрасно помнил Руину и категорически не желал повторения трагедии. Погружение в историю Украины и ее постепенного присоединения к Империи камня на камне не оставляет от благостного образа "России-защитницы-от-поляков" и рисует куда более неприглядную картину: России, навязавшей куда более тяжелое, нежели польское, иго. ...Когда Петр спросил у киевского воеводы, нет ли среди преподавателей Могилянской академии мазепинских симпатизантов, воевода искренне ответил, что во всем Киеве есть только один человек, который не сочувствует Мазепе - это ректор Академии Феофан Прокопович. Продолжаем разговор. Московит глазами украинца: исторические предпосылки Для начала нужно оговорить следующее: "украинец" в данном очерке подразумевает почти исключительно жителя Гетьманщины и Слоожанщины, "козацких земель" - во-первых, потому что в соответствующий период времени украинцами называли только и исключительно жителей этих мест. Ни волынянина, ни галичанина, ни буковинца вплоть до конца 19 века так никто бы не назвал, ибо "украиной" для Республики эти местности не были (а Буковина вообще была под властью молдовских господарей). Во-вторых, именно эта область сформировала ту национальную ментальность и тот национальный образ, который впоследствии и поныне отождествляется со словом "украинец". Связано это с тем, что ранняя модерная украинская литература творилась выходцами именно из этой области - соответственно, и несла на себе печать воззрений жителей этой области. Создатели ее, начиная с авторов козацких летописей и Сковороды (ранний период) и заканчивая Т. Г. Шевченко и М. Костомаровым, после которых новую украинскую литературу можно считать состоявшейся, происходят именно из этих двух областей. Соответственно, украинская литература впервые увидела россиянина глазами уроженца "козацких земель". Даже не разделяя предрассудков своих соотечественников, ее создатели, отражая современную им реальность (в первую очередь языковую), транслировали тот образ "москаля", который был этой реальности присущ - естественно, по мере сил смягчая его. Он поистине нуждался в смягчении - там, где Квитка-Основьяненко и Котляревский рисуют "амбивалентных" солдат, фольклор высказывается жестче: "Хай чорт, аби не москаль".
|
« Изменён в : 06/23/06 в 18:03:39 пользователем: Olga » |
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #1 В: 06/22/06 в 11:00:41 » |
Цитировать » Править
|
Приехали. Во-первых, таки солдаты и урядовцi. Вплоть до того, что "москалить" - это брить голову наголо (и "обводить вокруг пальца" - но, заметим, не "грабить" или "насиловать"). Во-вторых, системно - в том числе и у того же Котляревского - имеется классический солдат - точно такой же, как в русских (и не только) сказках - персонаж несколько перебирающий в оценках и, мягко говоря, жуликоватый - но в общем и целом - положительный. В-третьих, уже у меня в связи с вышеизложенным возникает вопрос - _какое_ содержание ты вкладывала в понятия "москали" и "Москва" в том приснопамятном треде? Ну и в четвертых - может быть, все-таки "жеребец поднимет ногу, опустит другую"? Да и с Батуриным не все ясно. На фоне действий обеих сторон во время Руины, насколько я понимаю, эта история не особенно выделяется. На фоне последующих чудных обстоятельств времен барской конфедерации и гайдамаччины - тоже. P.S. да и дело с закрепощением тоже относить целиком на российский счет как-то... не очень корректно. Старшина, которую никто не спускал на парашютах, к тому основательно руку приложила. С уважением, Антрекот
|
« Изменён в : 06/22/06 в 11:03:20 пользователем: Antrekot » |
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #2 В: 06/22/06 в 12:18:08 » |
Цитировать » Править
|
Quote:Приехали. Во-первых, таки солдаты и урядовцi. Вплоть до того, что "москалить" - это брить голову наголо (и "обводить вокруг пальца" - но, заметим, не "грабить" или "насиловать"). Во-вторых, системно - в том числе и у того же Котляревского - имеется классический солдат |
| На бывшей Гетьманщине и Слобожанщине - да. Солдат и "урядовец". Хотя и тут с оговорками - у Основьяненко кабатчик - "москаль". А вот на Волыни и Галичине - уже нет. Просто русский "з Московщины". Вне зависимости от рода занятий и сословия. См. тех же "Люборацких" - Тимоха "москаль", хотя и поп; в Каменец-Подольской семинарии из Антося делают "москаля" - хоть и опять же попа, а не солдата. Quote: - точно такой же, как в русских (и не только) сказках - персонаж несколько перебирающий в оценках и, мягко говоря, жуликоватый - но в общем и целом - положительный. |
| Не-а. Существенно более отрицательный. Намного. Литература даже смягчает фольклорный образ. Quote:В-третьих, уже у меня в связи с вышеизложенным возникает вопрос - _какое_ содержание ты вкладывала в понятия "москали" и "Москва" в том приснопамятном треде? |
| Ниже будет. Когда я расскажу о разнице политических культур. Quote:Ну и в четвертых - может быть, все-таки "жеребец поднимет ногу, опустит другую"? |
| Два варианта. Мне больше нравится процитированный Маяковским - "Словно пробует дорогу, дорогу тудою". То есть, Багрицкий вворачивает еще и диалектизм, который Маяковкому страшно нравится. "Дорогу степную" - это, видимо, уже редакция в пользу большей "литературности". Quote:Да и с Батуриным не все ясно. На фоне действий обеих сторон во время Руины, насколько я понимаю, эта история не особенно выделяется. На фоне последующих чудных обстоятельств времен барской конфедерации и гайдамаччины - тоже. |
| На фоне последующих - да. Но по сравнению с предыдущими это был... большой шаг вперед. Quote:P.S. да и дело с закрепощением тоже относить целиком на российский счет как-то... не очень корректно. Старшина, которую никто не спускал на парашютах, к тому основательно руку приложила. |
| Однозначно! Но старшина и крепостничество представляла себе в польском формате - когда крестьянин лично зависим, и сильно зависим - но как человек не является _собственностью_ барина.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #3 В: 06/22/06 в 14:20:13 » |
Цитировать » Править
|
on 06/22/06 в 12:18:08, Olga wrote: у Основьяненко кабатчик - "москаль".. |
| Так тоже как представитель "порядка". Quote: м. тех же "Люборацких" - Тимоха "москаль", хотя и поп. |
| И по тому же самому алгоритму. Quote: Не-а. Существенно более отрицательный. Намного. Литература даже смягчает фольклорный образ. |
| Да, вроде, нет. Просто "солдат" по всей Европе персонаж... амбивалентный. Ты хоть на "Огниво" непредвзятым взглядом посмотри - а это уже литературная сказка. Вот в кое-каком немецком фольклоре солдат и вправду от черта в отрицательную сторону отличается. А тут не наблюдаю - разве что в Малороссии по самый Дунай фольклор не тот... Quote:На фоне последующих - да. Но по сравнению с предыдущими это был... большой шаг вперед. |
| С Фастовом, скажем? Понимаешь, раньше раскладка была такой, что союз с Москвой могли поддерживать _очень_ приличные люди - вроде того же Пушкаря. Quote: Однозначно! Но старшина и крепостничество представляла себе в польском формате - когда крестьянин лично зависим, и сильно зависим - но как человек не является _собственностью_ барина. |
| Ну так и в империи это были, скажем так, географические новости. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
V.A.Gonsky
Живет здесь
Стрелочник
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2062
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #4 В: 06/22/06 в 18:27:08 » |
Цитировать » Править
|
Ну, собственно ничего удивительного тут я не вижу. Имеется империя, образованная вокруг государства великороссов. Имеются нации, включенные империей в свой цивилизаторский проект, имеется конкурирующий польский цивилизаторский проект. На этом фоне имеем две ситуации, два проекта национального строительства - "общерусская" нация, включающая в себя "великороссов, малороссов и белороссов", и есть национализм, противостоящий этому имперскому проекту. Никакой симметрии тут искать смысла нет, русская имперская культура рассматривала украинцев как романтическую и экзотическую версию общей русской культуры, украинские националисты продвигали идею отдельной культуры и отдельного народа. Тем самым со стороны имперского центра шёл локальный панславизм, со стороны Украины - местный национализм. Естественно, и дискурсы были разными.
|
|
Зарегистрирован |
Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
|
|
|
smrx
Живет здесь
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 1140
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #5 В: 06/22/06 в 23:01:41 » |
Цитировать » Править
|
Quote: А вот на Волыни и Галичине - уже нет. Просто русский "з Московщины". Вне зависимости от рода занятий и сословия. |
| Тогда москаль почти по смыслу сливалось с кацапом? Или разница оставалось в том, что кацапами называли только этнических русских, а москалями могли называть и украинцев, которые перенимали русскую культуру, язык и обычаи?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #6 В: 06/22/06 в 23:39:10 » |
Цитировать » Править
|
on 06/22/06 в 18:27:08, V.A.Gonsky wrote:Имеется империя, образованная вокруг государства великороссов. Имеются нации, включенные империей в свой цивилизаторский проект, имеется конкурирующий польский цивилизаторский проект. На этом фоне имеем две ситуации, два проекта национального строительства - "общерусская" нация, включающая в себя "великороссов, малороссов и белороссов", и есть национализм, противостоящий этому имперскому проекту. |
| Мнда. Как все запущено... И было бы смешно, когда бы не было так грустно.Ей-Богу, цивилизаторские проекты Москвы в отношении страны, откуда _импортировали_ печатников, учителей, священников, строителей, художников... Это мощно. Это пять. Во времена, о которых пойдет речь (от Хмельниччины до Колиивщины) украинского национализме не было как такового - впрочем, и русского. Были две политические модели, которые не могли примириться - и две нации, которые это весьма слабо осознавали и пытались что-то построить на основе той этнической общности, которую они видели.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #7 В: 06/22/06 в 23:50:49 » |
Цитировать » Править
|
Quote:Так тоже как представитель "порядка". |
| Лях цвенькати уже не буде, Загубить чуйку і жупан, І “не позвалям” там забуде, А заблеє так, як баран. Москаль — бодай би не козою Замекекекав з бородою; А прус хвостом не завиляв, Як, знаєш, лис хвостом виляє, Як дуже Дойда налягає, І як Чухрай угонку дав. 12 Цесарці ходять журавлями, Цирцеї служать за гусар І в острові тім сторожами. Італіянець же маляр, Ісквапнійший на всякі штуки Співак, танцюра на всі руки, Уміє і чижів ловить; Сей переряжен в обезяну, Ошийник носить із сап'яну І осужден людей смішить. Как видишь, тут идет просто перечисление наций. Quote:И по тому же самому алгоритму. |
| По какому? Отец Гервасий, место которого занимает Тимоха - почему с ним алгоритм не работает? Не пора, не пора, не пора/Москалеві й ляхові служить" (Франко “Не пора”) Quote:Да, вроде, нет. Просто "солдат" по всей Европе персонаж... амбивалентный. |
| В украинском фольклоре амбивалентную роль играет казак. Quote: Скажем, с Фастовом. Quote:Понимаешь, раньше раскладка была такой, что союз с Москвой могли поддерживать _очень_ приличные люди - вроде того же Пушкаря. |
| Несомненно. Вот только Москва порой с союзниками поступала так, как Корона и с врагами не всегда. В политическом лексиконе Москвы ведь не было слова "вассалитет". Только "подданство".
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
V.A.Gonsky
Живет здесь
Стрелочник
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2062
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #8 В: 06/23/06 в 11:52:54 » |
Цитировать » Править
|
on 06/22/06 в 23:39:10, Olga wrote: Мнда. Как все запущено... И было бы смешно, когда бы не было так грустно.Ей-Богу, цивилизаторские проекты Москвы в отношении страны, откуда _импортировали_ печатников, учителей, священников, строителей, художников... Это мощно. Это пять. |
| Никто не отрицает фактов влияния украинских просветителей на российскую культуру. Просто не надо на этом зацикливаться, как будто культурное влияние шло в одну сторону. Россия, во многом, несомненно, основанная трудами украинцев, имела в отношении своих подданных на Украине свой собственный цивилизаторский проект - построения общерусской имперской нации. Вы это отрицать будете, что ли? Quote: Во времена, о которых пойдет речь (от Хмельниччины до Колиивщины) украинского национализме не было как такового - впрочем, и русского. Были две политические модели, которые не могли примириться - и две нации, которые это весьма слабо осознавали и пытались что-то построить на основе той этнической общности, которую они видели. |
| Ну тогда надо оговаривать, какой период Вы будете обсуждать, а то сначала Котляревского поминаете, а потом оказывается - до Колиевщины.
|
|
Зарегистрирован |
Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #9 В: 06/23/06 в 12:44:03 » |
Цитировать » Править
|
А вы обращайте внимание на заголовки топиков - и будет щастье.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
V.A.Gonsky
Живет здесь
Стрелочник
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2062
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #10 В: 06/23/06 в 13:12:01 » |
Цитировать » Править
|
on 06/23/06 в 12:44:03, Olga wrote:А вы обращайте внимание на заголовки топиков - и будет щастье. |
| Связь, мягко говоря, неочевидна.
|
|
Зарегистрирован |
Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #11 В: 06/24/06 в 12:46:13 » |
Цитировать » Править
|
Российская верхушка прекрасно отдавала себе отчет в этом отношении. Екатерина Вторая пишет графу Румянцеву о необходимости ускорить обрусение Малороссии, чтобы прекратить "малороссийскую враждебность". Но в чем именно эта враждебность заключалась? Чем "москаль" в народных глазах отличался от других традиционных врагов - "ляха" и "турчина"? В фольклоре казацкой и пост-казацкой эры прямо-таки бросается в глаза _полное отсутствие_ песен, былин и дум о битвах с москалями. При том, что битвы были, и даже победы были. Но если для песен, в которых фигурируют ляхи, характерны призывы "погулять" в Варшаве или Кракове и надрать себе там онучей из китайки, если для песен, в которых фигурируют татары и турки, характерны призывы так же "погулять" в Аккермане и освободить невольников (если написаны они не от лица самих невольников), то я нигде не находила песен, призывающих так же "погулять" в Москве или прославляющих победу казаков над русскими при Конотопе такими же словами, как победу над поляками при Желтых Водах. И дело не в царской цензуре - украинская культура сохранялась и в местах, недоступных для нее. Дело в субъективном невосприятии авторами песен этих побед как достойных воспевания. Например, поход на Москву, в котором участвовало множество казаков, не оставил никакого следа в украинском фольклоре. И дело не только в том, что казаки шли туда как наемники магнатов - прекрасно существуют песни о походах на турок или Молдову именно в этом качестве. Но то, что Москва воспринимала как свою национальную трагедию (еще двести лет спустя поход Суворова воспринимался как реванш за оккупацию Москвы) - не заняло совершенно никакого места в сознании украинских подданных Короны. Вот такой вот интересный феномен - "москаль", неприязнь к которому пронизывает бытовой фольклор - совершенно отсутствует в списке традиционных эпических врагов. Есть _враждебность_ - но нет вражды.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
Nick_Sakva
Живет здесь
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2660
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #12 В: 06/24/06 в 14:52:47 » |
Цитировать » Править
|
on 06/24/06 в 12:46:13, Olga wrote:И дело не только в том, что казаки шли туда как наемники магнатов ... Но то, что Москва воспринимала как свою национальную трагедию (еще двести лет спустя поход Суворова воспринимался как реванш за оккупацию Москвы) - не заняло совершенно никакого места в сознании украинских подданных Короны. |
| Нюанс. Если речь о Смуте, то в каком бы качестве черкасы ни шли на Москву, сражались они все-таки именно за попранные права законного московского царя, будь то Дмитрий или Владислав. И сражались вместе с одними "москалями" против других.
|
|
Зарегистрирован |
Перед любыми категоричными утверждениями, автор которых явно не указан, подразумевается наличие слов "по-моему мнению", которые опускаются ради экономии места. Никакие слова и термины в моих текстах НЕ несут оценочной нагрузки. 尼珂
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #13 В: 06/25/06 в 07:55:20 » |
Цитировать » Править
|
Продолжаем разговор Итак, мы фиксируем, что вражды нет. Москва не рассматривается как объект законноо молодецкого грабежа даже в те времена, когда ее ходили и грабили. К Москве есть еще с литовских времен территориальные претензии - например, Смоленск - но жителей гетманской Украины они совершенно не беспокоят. Со времен восстания Косинского она озабочена лишь одним - добыть и сохранить "вольности". Православная Москва в свете этого рассматривается как естественный союзник. Некоторые специфические черты этого союзника казакам неизвестны или не принимаются в расчет. Политическая культура Москвы настолько отличается от всего, к чему они привыкли, что гораздо проще найти общий язык с султаном. Во всяком случае, к такому выводу приходит Хмельницкий под конец своей жизни. А впрочем, и Москва и султан нужны ему главным образом как инструмент политического шантажа Короны. Ибо всерьез казацкая старшина рассматривает только эту гегемонию. Только с Короной казаков связывают личные - от вассальных до брачных - связи. Москва, будучи номинально православным союзником в борьбе за веру - на деле остается чужой. НАСКОЛЬКО она чужая - станет понятно в первые же годы Руины, когда Иван Выговский и Юрий Немирич продолжили гнуть линию покойного Богдана и составили текст Гадячского соглашения с Короной. Попытку подписать это соглашение Москва расценила как основание для вооруженного вторжения в пределы Гетманщины. Мартын Пушкарь, откровенно интересовавшийся приобретением гетманской булавы, написал в Москву донос на Немирича и Выговского как на еретиков и бунтовщиков, надумавших "продать Украину ляхам". Учитывая, какую широкую автономию получала Украина в рамках Гядячского соглашения и что реально получила в союзе с Москвой - у меня нет сомнений, _кто_ на самом деле стремился е продать за гетманскую булаву. Но гетмановать Пушкарю не судилось: Выговский, узнав об этих тайных переговорах и о том, что Пушкарь собирает войска, нанес удар первым. Антрекот, ты, наверное, имела в виду, Полтаву, а не Фастов - потому что именно ее и сожгли. Год спустя Выговский останавливает российское вторжение в Украину, с треском разбив Трубецкого, Ромодановского и Пожарского на реке Сосновке. На этом полоса удач для него заканчивается и по ряду причин он вынужден сложить с себя гетманские полномочия. Старшинская рада провозглашает гетманом Юрка Хмельницкого, которого Москва бстро нагибает подписать новый вариант "Переяславских статей", который отличлся от прежнего как небо от земли - таких огромных прав на вмешательство в украинские дела он требовал. Уже самих по себе этих статей было достаточно для того, чтобы поднялись очередные беспорядки - и тут московские вояки убивают под страшными пытками Данилу Выговского, брата бывшего (и уже покойного) регента при Юрии Хмельницком. И растерзанное тело посылают в Субботов - нате, полюбуйтесь. Конечно, в хоже казацких восстаний случалсь разные художества, причем с обеих сторон. Гетманское окружение потрясла не столько жестокость расправы над Выговским, сколько ее бессмысленность. Согласитесь, навязав гетману непопулярный договор, очень странно думать, что, прислав ему тело шурина с залитыми серебром глазами, можно ускорить ратификацию этого договора. Тем более что готовился совместный московско-казацкий поход на Польшу, и хорошие отношения со старшиной были крайне важны. Жестокость "своих" - украинцев или тех же ляхов или татар - была хотя бы объяснима. Например, чего хотел Выговский, сжигая Полтаву, было понятно: раз и навсегда отучить города поддерживать антигетманские выступления. Методы террора были знакомы обеим сторонам и в ходе Хмельниччины, и в ходе Руины применялись широко. Но _настолько_ бессмысленный акт шокировал старшину. В свое время одних только слухов о зверствах при казни остряницы хватило, чтобы поднять очередную волну восстания - а ведь это были в основном те же самые люди. Они "жили саблями", защищали "золотые вольности" - и каждый из них понимал, что с ним всякое может случиться; но что возможна вот такая вот расправа с _союзником_ накануне войны - это не укладывалось в головы. Поэтому во время похода Шереметева Юрий Хмельницкий на ходу повернул оглобли и принял сторону Короны. Большинство казаков перебежало за ним. Само собой, в Москве такой жест был расценен как неслыханное вероломство. Москва тут же начинает поддерживать оппонента Юрия Хмельницкого - Якова Сомка. Которого, впрочем, тоже продает в обмен на еще большие уступки со стороны еще одного претендента на булаву - ивана Брюховецкого. Что самое изумительное - несколько лет спустя вполне лояльный к Москве преемниу Брюховецкого демьян Многогрешный будет схвачен за "предательские речи", пытан и приговорен к смерти - которую царь млостиво заменил пожизненной ссылкой. Это стало еще одним шоком для всей старшины, а то и страны - прежде гетмана мог судить и приговорить только общий суд Войска, "круг", как его принято было называть. Это возбудило неприязнь против Самойловича, который таким образом расчистил себе дорогу к булаве. Это продолжило сползание "под уклон" - каждый новый гетман взамен на признание и поддержку со стороны Москвы поступался частью пресловутых "вольностей". Именно в те времена и начинает бытовать выражение "подвезти москаля", которое лексически соответствует русскому "подложить свинью". Дело в том, что московские гарнизоны, размещенные в ряде городов и крепостей по подписанным с Москвой догворам, вели себя как на окккупированной территории, а не ка на территории союзника. По отношению к царю украинский простолюдин мог питать какой-то пиетет - но рядовой российский стрелец был фигурой ненавистной и презираемой, насильно навязанной на голову "посполитому" крестьянину или горожанину, не признающей его прав и достоинства.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
Olga
Живет здесь
I think therefore I am. I think.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4255
|
|
Re: "Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями
« Ответить #14 В: 06/27/06 в 11:32:01 » |
Цитировать » Править
|
Итак, солдаты и дипломаты очень долгое время (с начала руины до конца эпохи Петра) остаются фактически единственными представителями братского русского народа на Украйне. Причем дипломаты велдт себя ничем не лучше солдат. Рецепт онятия тех самых "золотых вольностей", ради которых сражались и умирали на протяжении тридцати лет, воспроизводится при каждом новом царе и каждом новом гетмане: как только старшина выдвигает из своей среды гетмана, желающего расширять автономию Украины, как немедленно находится сволочь, пишущая на него донос с неизменным обвинением - хочет продать Украину ляхам (туркам). В доказательство своих добрых намерений сволочь обещает подписать с Москвой договор, еще более кабальный для Украины, чем предыдущий - и все под тем же антиляшским лозунгом протаскивает его в совете. Гетман, который хочет для страны свобод и прав, обречен искать собза с Короной или Османами - что немедленно срабатывает в глазах Москвы кк доказательство заговора. Ко временам Мазепы ситуация становится критической. Подати и поборы Москвы в три раза превышают те, что были во времена Короны и вызвали восстание Хмельницкого. За 10 лет Мазепа с казачьим войском проводит 19 летних и зимних кампаний против крымцев. Финансированием этих кампаний истощены гетманская казна и украинский народ. Попытка Мазепы заключить очередной союз с Короной и Швецией - шаг отчаяния. И проваливается она под все тем же лозугом - "Хочет продать Украину ляхам". Любовная интрига с Мотрей Кочубеевной и последовавшие за ней события также не способствуют взаимопониманию Мазепы и части старшины. После провала Мазепы и Карла Петр посылает Меншикова по Украине с карательнм рейдом, какого здесь не видели со времен Яремы Вишневецкого. После правления Петра слово "москаль" надолго и прочно переходит в разряд ругательств. Первые писатели, чьим языком была не литературная "проста Мова" Сковороды, а собственно украинский язык, на котором говорили в деревнях и местечках - наследники не перовской, а екатерининской эпохи. Череда женщин-правительниц ослабила гнет на Малороссию (особенно же в этом продвинулась Елизавета - Екатерине пришлось даже завинтить гайки). Отношение жителей гетманской и слободской Украины к Екатерине было именно таким, каким описал его Гоголь: "блаженной памяти царица". Переосмысление наступает уже в эпоху Шевченко. Выходец из крестьян, а не из мелкой шляхты (как Котляревский) и старшины (как Квитка-Основьяненко), поэт никоим образом не поддается романтическому флеру, которым окружило царицу мелкое украинское дворянство, осыпанное ее благодеяниями (Екатерина уравняла в правах всех отпрысков казацкой старшины, успевших записаться в шляхетский реестр, а таковых было очень много). Крестьянин Шевченко отзывается о "фелице" без всякого пиетета: Це той "Первий", що розпинав Нашу Україну, А "Вторая" доконала Вдову-сиротину. Но до Шевченко еще много времени пройдет - остановимся же пока на Квитке-Основьяненко, первом (да и последнем) крупном прозаике украинского классицизма. Он принадлежит именно к той социальной страте, которая ощущает некоторую раздвоенность. С одной стороны, он _российский дворянин_ и ни на одну секунду в этом не колеблется. С другой стороны - он сын своего народа, слобожанский "старосветский помещик", с детства окруженный всем этим дивным украинским колоритом, которым будут очаровываться и российские литераторы на протяжении всего 19-го века. Знаток и пристальный исследователь народных традиций, обрадов и песен. В его сентиментальной повести "Маруся" три важнейших эпизода - знакомство Васыля и Маруси, сватовство, похороны - завязаны на народный обряд, который описывается так детально, что этнографические зарисовки занимают половину всего объема повести. Ему знакомы обе среды - быт российского дворянства и офицерства и быт украинского крестьянства и мелкопоместного дворянства. Так вот, первый он описывает практически с неизменным неодобрением. За редкими исключениями - губернатор в "Козырь-девке", возлюбленный героини в "Искренней любви" ("Щире кохання") - российский дворянин или офицер описан как существо пустое, легкомысленное ("Шельменко-денщик"), а то и жестокое ("Сердешна Оксана"). Когда Квитка-Основьяненко пишет по-украински, он и думает по-украински, а думая по-украински, он не может думать о "москалях" хорошо, потому что само это слово коннотативно окрашено и окрашено, увы, отрицательно. Рассказ "Салдацький патрет" начинается с того, что некий местный помещик заказывает искусному художнику портрет российского солдата в полный рост. Зачем? Внимание: в качестве огородного пугала. Що, я ж кажу, що й живий не буде такий бридкий, як то був намальований: пикатий, мордатий, та ще з здоровенними усами, що не тiльки горобцевi, та й чоловiковi страшний. Мундєр на ньому лепський, гудзиками позащипований, що аж сяє. А оружжо? - так погибель його зна, як то живо списав! Оттак, бачиться, i стрельне, що й приступитись страшно! А як задивишся на нього, так, бачиться, вже i ворушиться, i усом морга, i очима поводить, i руками дьорга, i ногами дрига, таки так i думаєш: "От побiжить... от битиметь!" Так-то скусно був намальований! Так что же - "москаль" - это только солдат в сознании жителя Слобожанщины? Вовсе нет. Несколькими абзацами ранее в повести сказано: I таки нiгде правди дiти: що вже нiхто лучче не намалює, нi розмалює, як богомаз з Борисiвки; вже не жалко i грошей! Як же москаль озьметься за сеє дiло, ну! - тiльки почухайся, та й вiдiйди. Торгується i требує багацько: дай йому i кошту, i грошей скiльки забажа, а як удереть! гай, гай! Йому кажеш - блакитна, а вiн товче: "Синя-ста". Йому кажеш - не годиться, а вiн чухається та каже: "Нiчаво-ста; для хахлов i такий бог брядє". Тьфу! на їх голову! Итак, декларируется недоброжелательное отношение не только к солдатам, но и к россиянам вообще. Ибо художник, согласись, Антрекот - никак не представитель властей. И такое отношение не только декларируется, но и обосновывается: презрительным и высокомерным отношением к "хохлам" со стороны россиян. А вот в этой зарисовке можно увидеть отношение к России вообще: Перш усього блиснуло свiтло у кабацi... Гай, гай! Вже i в Липцях завелися кабаки, неначе - нехай бог милує - у Расєї. Вiдкiля ж то се узялось? Общество нас так прикрутило, щоб, бач, вiдкупщик за нас, хто не здужа, зносив грошi у подушне; так узявсь не з справжнiх вiдкупщикiв, а - таки нiчого грiха таїти - знайшовсь iз наших, хрещених людей, що уступив у їх вiру та, як той Юда, узявсь держать i Липцi, i другiї слободи на московський лад; i вже в них не шинок зоветься, а кабак, i там вже уся московська натура, i там усе москаль наголо, як у Туреччинi турки; та усе народ проворний: нi доїсть, нi доспить, усе об тiм тiльки й дума, щоб заробить копiйку. Така вже їх московська поведенцiя! А як тiльки нашого братчика, хоч би i у кабацi, обдурюють, так ну, ну, ну! Отсе, коли прийшов з посудиною, щоб купити до хазяйства на скiльки треба горiлки, та хоч трохи заслухайся або задивись, то й не доллє повної мiри, та мерщiй i всипа у твою посудину, i вже хоч спор, хоч лайся, а вiн тебе випровадить геть. Коли ж тут хочеш випити, то буцiмто й добрий: за гривню зачерпне iз дiжки таки повнiсiньку; тут станеш уси розгладжувати та втираєшся, та поцмокаєш хорошенько i збираєшся, як то гарненько натощака вип'єш, та тiльки що руку пiдняв, i ще до рота не донiс, як, урагова його мати зна, де те москальча у гаспида озьметься, таки неначе як той, що... дух свят при нашiй хатi!.. Пiдбiжить, пiдтовкне - плюсь! - бiльша половина чарки назад у дiжку! Лихо та й годi! П'єш мерщiй, бо розливальщик ще стане i чарку вiднiмати. Випив... так що ж бо? Як там кажуть: по бородi потекло, а у рот не попало; а вже й не кажи, що по животу пiшло: нiчого було гаразд i проковтнуть. Оттака-то їх московська вiра, щоб зо всякого зiдрати; так куди їм i спати довго? Та таки тут спить, а тут дума: як би то i де б то поживитись. Так от, як засвiтили у кабацi, то й вислали надвiр пiдтовкачку, чи не вздрить кого на вулицi, щоб заманити у кабак. Вибiгло чортя i озирається... Подивiтесь на нього: на що то воно похоже? Що б то йому голову гарненько пiд чубчик пiдстригти, як i в людей? а то патлатий-патлатий! Спереду аж у вiчi йому волосся лiзе, уха закриває, по потилицi шльопається; аж, сердека, усе знай головою потряхує, щоб тiї патли не мотались. I сорочка на ньому - не як у людей; замiсть бiлої, як закон повелiва, вона в нього або червона, або синя, та без комiра, а з гапликом, та на плечi i защiбне; так що хто зроду уперше москаля побаче, то й не вгада, що то воно i є. Конечно, тут изрядная доля иронии, направленной на нормальную бытовую провинциальную ксенофобию, но вот эта дивная оговорка - "неначе - нехай бог милує - у Расєї" - совершенно не иронична. Украинец не из дворян мог попасть в Россию только по двум причинам: либо в солдатчину, либо в ссылку. Как правило, и то и другое означало - навсегда, без возврата. Росия воспринималась как потустороннее место мучений, ад. Ну а где ад - там и черти. Тiльки що молодицi любенько посiдали i кожна з своїм крамом розташувалась, аж... тю! Москаля нечистий i вродив з стовпцями бiля них. Як же напустяться на нього перекупки! "Зачим тут став? Пiди собi геть; стань де iнше, не мiшай православний товар продавати, а сам iди хоч до чортiв, опрiч хлiба святого". Москаль не просто отпугивает клиентов своим присуствием - он мешает продавать "православный товар" (хлеб, обычный хлеб). Он ритуально нечист, ему нечего делать возле "хлеба святого". Не менее неодобрительно высказывается имплицитный автор и о городских ремесленниках, перенявших московские обычаи: От, позакручувавши уси, iдуть лавою, з боку на бiк перевалюються, руками розмахують, люльки тягнуть, та що є голосу, аж кривляться та жмуряться, спiваючи московськi пiснi: "При далiнусцi стояла"; i де йдуть, то так вiд них люди й розступаються, бо вже не попадайсь їм на дорозi нiхто: чи перекупки з коробками, чи москаль з квасом, чи слiпцi з поводатарем, чи баба стара, чи дiвка молода їм назустрiч, - нiкому нема розбору, не вважають нiкого, так усякого прямо лавою i пруть, i мнуть, i з нiг валяють; а самi й байдуже; неначе й не бачать нiчого, буцiмто й не вони.
|
|
Зарегистрирован |
Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
|
|
|
|