Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
09/20/24 в 23:01:04

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Гетьманы Украины:мифы и реальность »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Новая и новейшая история
   Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2 3 4  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Гетьманы Украины:мифы и реальность  (Прочитано 18821 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #30 В: 03/18/08 в 21:52:12 »
Цитировать » Править

on 03/18/08 в 18:02:01, SlavaF wrote:

Что естественно? Украинский народ стал таки свободным? Это от меня как-то ускользнуло.

 
Не стал.Но опыт в процессе нац.-освоб.войны приобрел колоссальный.Поверил в свои силы и военные качества.Польские хузары уже не были так страшны,как раньше.С Украиной стали считаться многие гос-ва Европы.Ее независимость от РП после побед Богдана признало много стран,были высланы дипделегации.Хмельницкого поздравляли с победой,между прочим и сам Оливер Кромвель,который восхищался его успехами.Этим был нанесен первый серьезный удар по госнерушимости РП.
 
Quote:
Всё это промежуточные успехи. Так можно сказать, что и Наполеон Россию победил.  Wink

 
После Бородина он был на шаг от этого. Smiley.
 
Quote:
Ошибка № 2. (первой лично я считаю вообще всю Смуту)

 
Слава!А каковы Ваши варианты по Смуте.Однако не забудьте,что договора в 1610 г. между "Семибоярщиной"Боярская Дума и Земский Собор) и князем Мстиславским и Коронным Гетьманом С.Жолкевским никто не отменял.И Королевич Владислав был де юро посажен на Московский трон.Скажу больше,если бы он выполнил условия договора:перешел в православную веру,женился на русской и его отец Сигизмунд не интриговал бы,пытаясь самому "присесть" в Московии на трон в Кремле,то все бы сложилось.А так эта неопределенная ситуация тянулась аж до 1634 г.Когда Владиславу удалось осадить Смоленск и заставить капитулировать гарнизон под командой воеводы Шеина(которому за сдачу Смоленска отрубили голову).По Поляновскому миру Владислав навсегда отказывался от притязаний на Московский престол.А что стоило Сигизмунду уступить сыну право царствовать в Москве?Старческие амбиции?Недальновидность?Спесь?Ему было мало Польской Короны и ВКЛ?
 
Quote:
Ошибка № 3. Быть может, стоило пойти навстречу просьбе и навязать выгодные условия. Вряд ли у поляков нашлись бы силы отказать.

 
Богдан больше не верил Яну Казимиру.Слишком свежи были раны недавней жестокой братоубийственной войны.Да и недавний заключенный договор с Тишайшим не давал пространства для маневра.
 
Quote:
Ошибка № 4. Напакостил одновременно двум врагам, вместо того, чтобы сталкивать их друг с другом.

Их столкнуть было невозможно:интересы Ракоци лежали на территории Австрии(Габсбургов),а шведов интересовал балтийский север Польши.
 
Quote:
Вы ж ранее утверждали, что он таки освободил народ? Не понимаю.

 
Народ со своим вождем воспрянул духом от паньской Польши,только вот никак не пойму,почему тут наравне с поляками несладко пришлось и евреям.  
 
Quote:
Если я правильно понимаю, основной задачей повстанцев была не"смерть соседской коровы", а собственная выгода?

 
В любой войне без трофеев как же  Smiley.Тугай-Бей чай незадаром свою конницу за Богданом водил Wink.
 
Quote:
И кто тому виной? Мне кажется, Богдану стоило добиваться для Украины не полной независимости, а прав, подобных ВКЛ в составе Речи Посполитой. Реальнее выглядит.

 
Слава,Вы серьезно считаете,что кто-то на то время в Москве смог бы выступить гарантом для Украины?
 
Quote:
Что подразумевается под "в одиночку"? Что, кто-то ещё должен был стремиться к независимости Украины? Кто же?

 
"В одиночку" я имел в виду без союзников.А на кого по Вашему на тот момент из 4-х Богдан мог серьезно опереться:на Тишайшего,на Султана,Крымского хана или польского Короля?
 
Quote:
Звучит красиво. Но я предпочитаю смотреть на результат. А он таков - цветущий край превратился в пожарище, население уменьшилось чуть не вдвое, одного угнетателя сменил другой, как бы не худший. Действительно, героическая деятельность!

 
Именно героическая.В СССР существовал единственный Орден,надпись на котором была на укр.яз.Это орден Б.Хмельницкого.Достаточно редкий,т.к. 1-й его ст. удостоились чуть больше 300 чел.во время ВМВ.Орден учрежден в честь героической деятельности Б.Хмельницкого в деле нац-освоб.борьбы украинского народа за свою независимость.  
 
Quote:
Далее - личный взгляд, не претендующий на стопроцентную объективность.  
Из-за личных обид и амбиций Хмельницкий отдал страну на поругание и разграбление любому, кто манил его удовлетворением этих самых амбиций. Запахло созданием династии, и у Богдана, выражаясь современным языком, сорвало крышу. Ни о каком "украинском народе" он не думал, война затевалась в угоду одному "сословию" - козакам, их отношение к "черни" замечательно видно из многих источников, да и отдавать народ, за-ради которого якобы воюешь, в качестве ясыря вечному врагу - не вяжется с его (народа) освобождением, нет?

Может быть и началось у Богдана с личных счетов с поляками,но однако это местечковый конфликт вылился в широкомасштабную войну,в которой принимало участие чуть ли не все трудоспособное население страны.И война продолжалась почти 10 лет без перерывов до самой смерти гетьмана.Навряд ли он думал о династии.Да,конечно старший его сын Тимош имел больше шансов претендовать на булаву,т.к. был бесстрашным и талантливым казаком,но к тому времени он погиб под Сучавой,а Юрий был конечно не той фигурой,что его отец.Слаб был как телом,так и духом,к сожалению.Отсюда и кровавые результаты его гетьманства.
 
Quote:
Понятно, что оба гнёта плохи. Меня попытка сравнения интересует.
Для затравки - одна чёрточка - доводилось читать, что поляки даже и знаменитых фамилий не считали зазорным вступать в запорожское товарищество, напротив, такие поступки несли флёр рыцарства и романтики. Бывало ли такое с родовитыми московитами после присоединения части Украины к Московии? На подобных деталях можно ведь прояснить отношение к народу "оккупантов"?  Smiley

 
Разве что Григорий Потемкин под кличкой Грицько Нечеса заигрывал с запорожцами на Сечи. Smiley.
 
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #31 В: 03/21/08 в 22:22:05 »
Цитировать » Править

Следующий Гетьман Украины-легендарный Даниил Апостол(прозванный Слепым):
 
Даниил Павлович Апостол родился 4 декабря 1658 года в семье хомутецкого сотника Миргородского полка, происходящего из знатного рода Молдавии. В эпоху Богдана Хмельницкого Апостол-отец, как офицер-наемник, по обычаю тех времен неоднократно менял своих покровителей, воюя то на стороне польского короля и левобережного магната князя Иеремии Вишневецкого (от которого получил в наследственное владение Хомутец на Миргородщине), то в рядах Войска Запорожского. Здесь дослужился до полковника гадячского, затем, с 1672 г., миргородского. Скончался Павел Апостол в 1678 г., отбыв Чигиринские походы.
 
Даниил Апостол получил от отца не только благородное происхождение, обширные владения в Миргородском полку, но и военные способности, отвагу и решительность. Рано создал семью: в 1677 г. женился на украинской шляхтянке Ульяне Искрицкой, с которой имел двух сынов - Петра и Павла. Еще не достигнув 25-летия (в 1682 г.), стал миргородским полковником. Учился, вероятно, в Киево-Могилянской коллегии. Принимал участие в Крымских походах. Как сторонник гетмана И. Самойловича, был отстранен гетманом И. Мазепой от миргородского полковничества, однако, вскоре полковничий пернач ему возвращен.
 
В 1693-1694 гг. Д. Апостол успешно воюет против татар и войск самозванного гетмана-канцеляриста Петрика в степях южной Украины. Во времена Азовско-Днепровских походов с козацким войском успешно штурмует Кизи-Кермен и другие турецкие крепости в низовьях Днепра. В 1697 г. И. Мазепа назначает Д. Апостола наказным гетманом.
 
Начало Северной войны Даниил Апостол со своим Миргородским полком встречает на границе со Швецией в составе козацкого войска наказного гетмана Обидовского. После смерти последнего получает булаву наказного. Д. Апостол вместе с фельдмаршалом Б. Шереметьевым принимает участие в Лифляндском походе. Прославился в битве при Эрестфере, где козаки мощным ударом захватили артиллерию шведов.
 
В 1704 г. Д. Апостол во главе 4-тысячного козацкого конного корпуса помогает польскому королю Августу (стороннику Петра!) овладеть Варшавой, разбив шведский гарнизон генерала Горна. Однако, вскоре, не найдя взаимопонимания с царевым наместником лифляндским бароном Иоганном Паткулем, самочинно возвращается в Украину.
 
В известном деле В. Кочубея и И. Искры Даниил Апостол обвинялся в том, что якобы ложно сообщил последним о намерении гетмана И. Мазепы убить царя Петра I во время его посещения Батурина, а они (Кочубей и Искра), в случае успеха покушения, обещали Апостолу гетманскую булаву.
 
Арестованного по этому делу Д. Апостола Петр I передал на милость И. Мазепы, который оправдал миргородского полковника. Царю он отписал: "Апостол породы волошской, человек от отца заслуженный в войске, воин добрый, среди всех полковников давнейший, старейший, знатный, заслуживший честь и любовь от всех полков."
 
В дальнейшем взаимоотношения Апостола и Мазепы складывались как в авантюрном романе. Д. Апостол, как ближайший сподвижник старого гетмана, входил в круг его ближайших помощников, был посвящен в его тайные замыслы, перешел с гетманом в стан шведского короля Карла XII. Однако, скоро, при неясных обстоятельствах оказывается в ставке Петра I в Лебедине, передает царю какие-то послания И. Мазепы, клянется в верности государю и получает "прощение" Петра I. Естественно, признает гетманом И. Скоропадского. Ему возвращены миргородское полковничество и владения. Принимает участие в Полтавской битве.
 
После смерти И. Скоропадского в 1722 г. Д. Апостол возглавлял 10-тысячное козацкое войско в Дербентском походе Петра I в Персию, строил с козаками крепость Св.Креста на реке Сулак. Возвратившись в Украину, вместе с наказным гетманом Павлом Полуботком вступает в борьбу с Малороссийской коллегией, фактически, с самим царем. За это, как отмечалось ранее, был заточен в Петропавловскую крепость.
 
Выйдя из крепости, Даниил Апостол живет у своего сына Петра, который, как знатный заложник, давно пребывал в окружении "светлейшего" князя А. Меншикова. К слову, в Петербурге Петр Апостол закончил свое блестящее военное и гуманитарное образование: знал латынь, греческий, французский, немецкий, итальянский, польский языки, а свой дневник писал по-французски.
 
Д. Апостол вместе с сыном настойчиво стремится склонить российских сановников к возобновлению гетманства в Украине. Существует версия, что к этому благосклонно отнесся и сам А. Меншиков, который к своим многочисленным титулам и наградам (в 1727 г. стал генералиссимусом), намеревался приобщить звание "ясновельможного гетмана Малой России", а с ним - новые безмерные владения в Украине.
 
После смерти Екатерины I в мае 1727 г. и провозглашения императором России малолетнего Петра II, при котором А. Меншиков становится полновластным регентом, настает время реализации далеко идущих планов Даниила Апостола.
 
Парадокс истории: за указами нового императора, писанными по указке А. Меншикова и содействии Д. Апостола, россиянам воспрещается приобретать маетности в Украине (Меншикову не нужны были соотечественники-конкуренты на украинских черноземах); упразднены новые подати и сборы на содержание российских драгунских полков, заведенные Малороссийской коллегией; бригадира С. Вельяминова отозвано в Петербург. В июне украинские дела возвращены из ведения Сената в Коллегию иностранных дел (чем признавалась государственная автономия Украины). Иностранной коллегии подчинены и дела украинской церкви. Наконец, в сентябре 1727 г. упразднена ненавистная украинскому народу Малороссийская коллегия!
 
А еще раньше, в конце мая того года, Даниила Апостола и других старшин отпущено в Украину, им возвращены былые владения и имущество. Сын гетмана Петр Апостол назначен полковником Лубенским, а его брат Павел - полковником Миргородским.
 
Еще один парадокс истории: А. Меншиков намеревается породниться с новым императором (готовит в жены ему свою дочь) и, таким образом, непосредственно стать первым лицом в царской иерархии России. Хлопоты об украинском гетманстве "светлейшего" уходят на второй план. Учитывая тиранический и жестокий характер самого Александра Даниловича, не трудно предугадать, какие беды ожидали Украину, если бы его намерения осуществились.
 
Однако, судьба снова смилостивилась к Гетманщине: в сентябре 1727 г. вследствие заговора старой царской аристократии, которой крайне надоел безродный временщик-выскочка, А. Меншикова арестовывают и ссылают вместе с семьей в далекий сибирский Березов. Там он вскоре и умирает.
 
Однако, государственная машина империи продолжала работать. Ее политика и интересы в Украине должны быть выполнены, а ранее намеченные планы - осуществлены.
 
Гетманом Украины, по решению Верховного Тайного совета, избирают 70-летнего миргородского полковника Даниила Апостола - человека действительно уважаемого, заслуженного чтимого в Украине, закаленного и израненного в кровавых битвах и сражениях (где потерял один глаз). Человека, который прошел через камеры пыток Петропавловской крепости.
 
В Генеральную войсковую канцелярию присылается указ Петра II о возвращении украинскому козачеству права выбора гетмана "вольными голосами", а вслед за ним в Глухов спешит представитель царского правительства сенатор Федор Наумов, уполномоченный провести выборы.
« Изменён в : 03/21/08 в 22:41:14 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #32 В: 03/21/08 в 22:38:31 »
Цитировать » Править

После выборных торжеств для Даниила Апостола настали дни тяжкой работы по упорядочению жизни Гетманщины, нарушенной годами правления Малороссийской коллегии, возрождению прав и свобод украинского народа.
 
Используя относительно благоприятную политическую ситуацию, Д. Апостол (последний на Левобережье близкий соратник гетмана И. Мазепы) спешит закрепить добытую с таким трудом автономию Украины.
 
В Глухове, помня времена Богдана Хмельницкого, под эгидой гетмана козацкие правоведы разрабатывают проект договорных статей с царем - "Статейные пункты", которые предусматривали: содержать судебную систему, установленную реформами П. Полуботка (инстанции и апелляции); выборы гетмана должны совершаться вольными голосами, а потом утверждаться царем; выборы генеральной старшины, полковников, войсковой старшины должны проводиться с ведома гетмана, но вольными голосами; российские войска необходимо вывести с Украины или уменьшить их, соответственно упразднить подати и сборы на их содержание; оставить гетману право на содержание компанейских полков; все налоги должны направляться в гетманский урядовый скарб, как это было при прежних гетманах; подскарбия избирать из знатных украинцев; упразднить новые налоги, заведенные Малороссийской коллегией; освободить от податей и сборов козаков и духовенство; подтвердить права козаков, их детей и вдов на купленные и заслуженные маетности, право предоставления маетностей должно принадлежать гетману; царские грамоты на маетности давать только после гетманских универсалов на них, а также за рекомендацией и просьбой гетмана; пошлины за провозные товары должны поступать в войсковый скарб.
 
К этому вскоре прибавляются пункты: о возвращении Киеву митрополии, упраздненной Петром I; о запрещении духовенству и монастырям скупать козацкие земли и получать маетности по завещаниям (чем широко пользовалась церковь); о печатании книг "Прав Малороссийских" и т.д.
 
В феврале 1728 г. большая гетманская депутация отбывает с Глухова в Москву на коронацию Петра II, где и передает "Статейные пункты" царским сановникам. Их реализация означала бы утверждение широкой автономии Украины в составе Русского государства. Допустить это царское правительство, естественно, не могло. Малолетний царь и его опекуны принимают гетмана и его соратников с должными почестями и учтивостью, однако, не спешат с решением украинских дел. Переговоры между гетманом и президентом Коллегии иностранных дел графом Г. Головкиным затягиваются надолго, и, лишь спустя пол года, 22 августа 1728 г. украинская сторона получает царские "Решительные пункты", которые определяют правовой статус Малороссии. Они, естественно, не были равноправным договором между Россией и Украиной, а имели привычную форму царского указа. На "Статейные пункты" Даниила Апостола, направленные на возобновление украинской автономии, царское правительство ответило системой жестких ограничений.
 
В частности, царские "Решительные пункты" определяли следующее: в судопроизводстве утверждался порядок инстанций и апелляций, однако, Генеральный войсковый суд под президентством гетмана должен был состоять из трех украинцев и трех россиян, высшей апелляционной инстанцией являлся царь; гетмана и генеральную старшину разрешалось избирать вольными голосами, однако, их возбранялось выбирать и отставлять без царского указа; российские войска оставались в Украине на прежних условиях; количество компанейских полков уменьшалось до трех (по 500 человек в каждом); новые налоги, заведенные Малороссийской коллегией, упразднялись, сборы направлялись в гетманский скарб, однако вместо одного подскарбия устанавливалось два - украинца и русского; козацкое право на купленные и выслуженные маетности передается на рассуждение царя, гетман по совету старшин может высказывать свое мнение по этим вопросам; пошлинные сборы от привозных товаров (индукты) должны поступать в царскую казну.
 
Одновременно определялось, что гетман не имел права отношений с другими государствами, кроме пограничных дел с Польшей и Крымом; на время войны он подчинялся российскому фельдмаршалу (на то время - давнему врагу Д. Апостола князю Г. Голицыну, раньше гетман подчинялся царю); россиянам дозволялось приобретать земли в Украине, без права их заселения русскими крестьянами; воспрещалось отбирать земли у козаков; указано провести ревизию государственных земель и проверку законов; разрешено торговать в Украине иноземным купцам.
 
Историк Гетманщины Б. Крупницкий, оценивая эти документы, отмечал: "Возобновляя гетманское звание, русское правительство совсем не думало о том, чтобы возвратить Украину как государственное образование, к тому состоянию, в котором она пребывала при старых гетманах. Времена Петра I не прошли бесследно. В Верховном Тайном совете сидели деятели, которые время от времени возвращались на дорогу Петра. Таким образом, возобновление гетманства - это своего рода компромисс между старыми формами и новыми, заведенными Петром I на Украине, особенно во времена Малороссийской коллегии".

Тогда же определился состав генеральной старшины и полковников, что тоже было компромиссом между гетманом Д. Апостолом и московским правительством, которое, следуя принципам политики "разделяй и властвуй", навязывало гетману "своих" людей.
 
В Глухове свои должности заняли: генеральный обозный -Яков Лизогуб, генеральные судьи - Андрей Кандыба и Михаил Забила, генеральный писарь - Михаил Турковский, генеральные осаулы - Иван Мануйлович и Федор Лысенко, генеральный хорунжий - Иван Борзна. Генеральными подскарбиями назначены, с украинской стороны Андрей Маркович (брат бывшей гетманши А. Скоропадской), с русской - Иван Мякинин. Резидентом при гетмане определялся тот же сенатор Ф.Наумов. Только 9 сентября 1728 г. гетмана отпускают из Москвы в Украину.
 
Имея недолгий, но весьма поучительный опыт взаимоотношений с Наумовым, Д. Апостол, пребывая в Москве, в августе 1728 г. обращается в Верховный Тайный совет с жалобой на царского наместника, обвиняя его во "взятках, коварствах и других обидах". Соответствующие контракции против гетмана предпринимает и Наумов, однако, в сентябре того же года его отзывают из Глухова. В 1729 г. резидентом в Украину назначают князя А. Шаховского, который пребывает здесь до 1731 г. Тогда появляется гетманский универсал "О назначении генерал-майору Шаховскому сел, которые были во владении Вельяминова, а потом Наумова". Шаховского на недолгое время сменяет полковник Тургенев, в 1732 г. того заменяет генерал Нарышкин, который пребывает в Глухове до осени 1733 г. Каждый резидент обзаводился в Украине обширными владениями. Смена надсмотрщиков свидетельствовала о бдительности российских властей к украинским делам, их задачам обеспечивать интересы империи в Украине.
 
Тем не менее, гетман Д. Апостол в условиях тяжкой украинской автономии осуществляет ряд важных мер по организации государственной жизни и экономики Гетманщины.
Опираясь на "Пункты", Д. Апостол упорядочивает земельные дела, проводит, так называемое "Генеральное следствие о маетностях", законченное в 1731 г. На основании обследования, а также старинных документов и свидетельств старожилов выясняется, какие земли являются государственными, "ранговыми", а какие частными, собственными. Несправедливо захваченные земли, в том числе козацкой старшиной, изымаются в пользу государства. Это, естественно, вызвало яростное сопротивление "обиженных" и лавину жалоб и доносов на гетмана к царю.
 
Документы "Генерального следствия о маетностях" еще длительное время служили основанием для регулирования земельных отношений, а ныне являются важным источником изучения социальных и экономических условий Гетманщины.
 
Даниил Апостол, упорядочивая государственный скарб Гетманщины, впервые установил бюджет ее расходов (144000 рублей). Бюджет в значительной мере должен был покрываться за счет ввозных пошлин (эвекты) и торговли. Еще в начале 1728 г. гетман собирает в Глухове конференцию представителей купечества Киевского, Нежинского, Полтавского и других полков. В своих представлениях к царскому правительству участники конференции и гетман ходатайствовали об отмене запрещения вывоза украинских товаров за границу, о разрешении купцам пользоваться украинскими паспортами, о торговле иностранных купцов в установленных местах. Гетман протежировал украинским купцам, пытался ограничить российских торговцев (в частности, солдат, которые, имея царские привилегии, не платили податей). Однако, это не получило поддержку царского правительства.
 
Большим достижением Даниила Апостола явилось упорядочение судопроизводства и продолжение работы над составлением Свода юридических законов Украины. Гетман издал "Инструкцию украинским судам", которой установлен порядок апелляций от судов низших к судам сотенным и полковым. Продолжалась работа по переводу на русский язык правовых документов Украины - Магдебургского права, Литовского Статута и других, начатая при гетмане И. Скоропадском и П. Полуботке.
 
Заботясь о развитии городов, местного самоуправления, торговли и ремесленничества, Д. Апостол гетманскими универсалами подтверждает Магдебургское право, предоставленное магистратам Глухова, Стародуба, Нежина, Чернигова, Козельца, Переяслава, Лубен, Миргорода, Полтавы, Киева и других городов.
 
Имея титул "Ясновельможного пана, Его Императорского Величества Войск запорожских обеих сторон Днепра гетмана", Д. Апостол добился возвращения под гетманскую юрисдикцию Киева. Однако киевское мещанство и городской патрициат, обольщенные лживыми обещаниями царских наместников, пожелали подчиняться киевскому генерал-губернатору, о чем вскоре сожалели.
 
Гетман заботится о восстановлении прав украинской церкви, ходатайствует о возвращении Киеву митрополичьего престола, подтверждает права монастырей на владение землями и маетностями. Однако, и ограничивает церковь в неправедном захвате имений.
 
Гетман беспокоится о нормализации отношений с Запорожской Сечью, которая после разгрома в 1708 г. пребывала в низовьях Днепра под протекцией Крымского ханства. Помня измену Д. Апостола гетману И. Мазепе, запорожцы неизменно именовали его "кривоприсяжцою и отступником". Имея на сердце тяжкий камень с тех времен, Д. Апостол об И. Мазепе отзывался сдержанно и почтительно, именуя его "бывшим гетманом" или "анцессором".
 
Он ведет переговоры с запорожцами об их возвращении на родину, издает универсал "О свободном пропуске запорожцев, приходящих из Сечи, о приведении их к присяге на верность государю и дозволении им селиться в Малороссии".
 
Переход Запорожской Сечи на родину завершился уже после смерти Д. Апостола, когда в конце марта 1734 г. запорожские козаки во главе с кошевым атаманом Иваном Малашевичем на "прадавних землях своих Кошом сели", основав на рукаве Днепра речке Подпильской Новую Сечь.
С приходом к власти императрицы Анны Иоановны Д. Апостол добивается амнистии бывшим мазепинцам и "прощения" запорожских козаков, уменьшения количества российских полков в Украине до шести и других облегчений. Гетман был награжден орденом Святого Александра Невского, ему даровано на "уряд" до 1400 дворов посполитых крестьян и новые ранговые маетности, а также выделено 600 рублей на содержание лекаря и аптеки в Глухове.
Готовясь к русско-турецкой войне, царское правительство в 1730г. по совету иноземных фортификаторов принимает решение о строительстве Украинской линии: 300-верстной пограничной оборонительной системы, перекрывающей южные рубежи Слободской и Левобережной Украины между Северским Донцом и Днепром. Возражения Д. Апостола относительно строительства линии во внимание не принимались.
 
Сооружение Украинской линии тяжелым бременем легло, прежде всего, на плечи козаков и населения Гетманщины. Только в 1731-1734 гг. на строительство линии было направлено 49000 козаков и 40000 крестьян с волами, лошадьми, повозками, строительными инструментами и припасами.
В 1732 г. 11-тысячный конный корпус под командованием Я. Лизогуба посылается в Польшу для поддержки пророссийского кандидата на польский престол Августа, врага короля Станислава Лещинского.
 Гетман, фактически, становится заложником в своей глуховской резиденции. Доходит до того, что Д. Апостол, сооружая собственным коштом церковь в любимых Сорочинцах или колокольню в Выдубицком монастыре в Киеве, должен ставить в известность своих надсмотрщиков о предстоящем посещении этих городов.
 
Гордый и сильный характер старого воина и политика не позволяет смириться с таким унижением. Д. Апостол периодически оставляет Глухов, уединяется в Сорочинцах, тяжко хворает, а 17 января 1734 г. на 76 году жизни умирает.
По определению известного украинского историка Наталии Василенковой-Полонской "своими талантами, в частности, дипломатическими способностями, Данииил Апостол не мог сравниться с Мазепой. Однако спокойный и рассудительный, он был глубоко убежденным украинским патриотом, который последние годы своей жизни посвятил Украинской державе, сохранению и защите ее независимости, того, что языком XVIII столетия называли "автономией".
Ссылка:ТУТ
 
Великие Сорочинцы. Церковь Спаса Преображения.Тут родовая усыпальница семьи Апостолов.Здесь же в 1809 г крестился Н.В.Гоголь:ВОТ
« Изменён в : 03/21/08 в 22:47:17 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #33 В: 03/22/08 в 00:25:18 »
Цитировать » Править

Как породнились Муравьевы-Апостолы с Терещенками и Ротшильдами:
 
Наши соотечественники немало сделали для того, чтобы мир стал добрее к тем, кому в этой жизни не особенно повезло. Одним из таких «сеятелей добра» является представитель знаменитейшего украинского рода, князь Андрей Муравьев-Апостол, проживающий ныне в Швейцарии. В течение 18 лет Андрей Владимирович возглавлял Всемирную ассоциацию социальных работников и, собственно, превратил ее из весьма беспомощной структуры в мощную международную организацию.
 
«Фамилия Терещенко, к которой я принадлежу по материнской линии, - поведал мне Андрей Владимирович, - 200 лет тому назад была в Украине совершенно неизвестной, так как принадлежала простым крестьянам. Однако благодаря предприимчивости предки разбогатели и, став владельцами ряда сахарных заводов, прославились благотворительностью.  
 
По отцовской линии я из рода Даниила Апостола - украинского гетмана. По смерти отца своего - миргородского полковника Павла Апостола (он был молдавским боярином, который переехал в Малороссию) - Даниила десятилетним мальчишкой избрали миргородским полковником. Он участвовал во многих походах. Проявил себя очень решительным и смелым человеком. Был даже замешан в дело, возникшее по доносу генерального судьи Кочубея и полковника Искры на Мазепу.
 
В эту замечательную генеалогию XX век внес свои неожиданные дополнения. Князь Андрей Муравьев-Апостол влюбился, будучи в Бразилии, в девушку Элен из рода Ротшильдов. В старинном украинском роду появилась Ротшильдовская струя.
У меня в жизни было много интересных встреч. Хорошо помню встречи с Рузвельтом в Америке в 1940 году. И, конечно, встречи с Черчиллем. После войны он приехал на отдых в Швейцарию. Швейцария для отдыха была выбрана не случайно. Черчилль хотел ехать на юг Франции. Но правительственное совещание решило, что в союзную страну британскому руководителю ехать нельзя, так как при его популярности отдых там превратится в бесконечные рукопожатия и поцелуи. Уинстона Черчилля попросту замучают вниманием. Была выбрана нейтральная Швейцария.  
 
Здесь я неоднократно имел возможность встречаться с Черчиллем в нашем доме. Он приезжал в гости к моей матери. В одном из разговоров со мной Черчилль сказал: «Я тоже начинал как журналист. Нельзя этим заниматься всю жизнь. Ты должен поменять профессию». Я с удивлением спросил: «Что это означает - я должен стать премьером?» Черчилль ответил: «Ну, не обязательно. Но пора бросить писать о том, что делают другие, и начать делать кое-что самому».
Мои родители очень много рассказывали мне об Украине, сохранили фотографии. И было ощущение, что Киев - это второй дом для меня. Когда я приехал, то был счастлив увидеть собственными глазами родные для меня и моей семьи места, познакомиться с прекрасными людьми. У меня была возможность съездить в дорогие места возле Миргорода, где было родовое имение братьев Муравьевых-Апостолов, побывать на Житомирщине, где когда-то были имения Терещенко.
Ссылка на оригинал статьи:ЗДЕСЬ
« Изменён в : 03/22/08 в 21:09:45 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #34 В: 03/27/08 в 22:54:24 »
Цитировать » Править

"Халиф на час" или гетьман Правобережной Украины-Михаил Степанович Ханенко

Время рождения его неизвестно. По преданию, сын запорожского казака Степана Ханенко и дочери польского старосты, освобожденной им из плена.
 
В первый раз имя его упоминается, когда гетман Юрий Хмельницкий под Чудновым, будучи обижен боярином Шереметевым и не получив удовлетворения за обиду у царя Алексея Михайловича, перешёл на сторону поляков на основании гадяцких статей и обязался помогать им удалить русских из Украины. В числе лиц, скрепивших этот договор (1660), был и Михаил Ханенко, в то время уманский полковник.
 
В 1669 г. Михаил Ханенко уже противник Дорошенка, причём он стоит на стороне соперника Дорошенка, Суховия. Когда после неудачной осады Дорошенка в Стеблеве Суховий бежал в Запорожье, Ханенко стал добиваться гетманства, но неудача заставила и его бежать к запорожцам. Отсюда он вошёл в сношение с польским правительством, которое признало Ханенко гетманом и поручило ему выработать условия, на которых Украина снова могла бы соединиться с Польшей. В Умани была собрана затем Рада, на которой принимали участие только представители трёх западных казацких полков. Ханенко был провозглашен гетманом. В то время в г. Остроге была назначена польским королём комиссия для приведения в порядок дел на Украине. Ханенко отправил туда своих депутатов, которые принесли от его имени присягу на основании возобновленного гадяцкого договора.
 
Ханенко был признан гетманом только в незначительной части правобережной Украины, да и то чувствовал себя очень непрочным, нуждался в охране своего достоинства польскими войсками. В большей части правобережной Украины властвовал Дорошенко. По совету последнего, турецкий султан в 1672 г. предпринял поход на Подолию. Турецкая армия осадила Каменец, и Дорошенко спешил на соединение с турками. Ханенко задумал задержать его, на берегу Буга, вблизи Ладыжина, у села Четвертиновки был разбит окончательно, войско его рассеяно, и Ханенко был лишён возможности принимать деятельное участие в дальнейшей кампании, которая кончилась для Польши очень печально и позорно. Турки завладели Каменцом и заставили Польшу заключить позорный мир у Бучача, по которому Турции была уступлена вся Украина и Подолье и, кроме того, Польша обязалась платить ежегодную дань. На обратном пути Дорошенко, остановившись возле Умани в селе Христиновке, заставил уманцев признать себя гетманом, казнил многих приверженцев Ханенко, уманским полковником сделал своего приверженца Гродзенка и в помощь ему оставил в Умани гарнизоном два наемных полка, сердюцкий и компанейский. Поведение полков этих вызвало на пасху 1673 г. восстание уманцев, которые снова признали гетманом Ханенко. Ханенко явился из Польши, собрал войско и двинулся против Дорошенка к Чигирину. Дорошенко призвал на помощь крымского хана. У Стеблева на р. Роси противники встретились, и Ханенко был разбит наголову. Города, признававшие его власть (Умань, Ладыжин, Лысянка), были страшно наказаны. Сам же Ханенко в 1674 явился к гетману левобережной Украины Самойловичу, сдал ему знаки гетманского достоинства и принял подданство России. Взамен имений на правом берегу Днепра Ханенко получил значительные поместья в левобережной Украине. После этого Ханенко жил частным человеком в Козельце, Лохвице и Киеве.
« Изменён в : 03/27/08 в 22:54:50 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #35 В: 03/27/08 в 23:28:08 »
Цитировать » Править

Гетьман-дипломат Павел Иванович Тетеря(Моржковский или Мережковский):
 
Наряду с устоявшимся мнением, что гетманство одного из преемников Богдана Хмельницкого Павла Тетери продолжалось с 1663 по 1665 годы, существует гипотеза, что последний официально получил булаву уже в октябре 1662 г., когда Юрий, сын Богдана, отошел от выполнения гетманских обязанностей.
Следует сказать, что Павел Тетеря к началу 60-х гг. XVII в. не был новичком в политической жизни казацкой Украины. Оказавшись в казацком войске с началом национально-освободительной войны, Тетеря смог сделать довольно стремительную карьеру. Этому содействовали такие факторы, как его образованность и личные качества, среди которых особое место занимали дипломатические способности. Определенную роль сыграли и его родственные отношения с гетманом Богданом Хмельницким, которому он был крестником.  
 
Так, начав свою государственную деятельность на должности переяславского полкового писаря, Тетеря сразу стал фактически «заместителем» генерального писаря. 4 марта 1651 г. во время пребывания в Чигирине московский воевода Л. Лопухин называл его вторым писарем после И. Выговского. Поэтому неудивительно, что гетман активно использовал его для выполнения разнообразных как дипломатических, так и военных миссий. Так, уже в сентябре 1649 г. П. Тетеря упоминался как руководитель украинского посольства к Дьердю II Ракоци, которое должно было обсудить вопрос взаимоотношений Войска Запорожского и Трансильвании. Весной 1651 г. он вместе с военным есаулом Демком Михайловичем возглавил украинское войско, которое было отправлено гетманом под Каменец-Подольский. Летом 1652 г. переяславский писарь, очевидно, как человек достаточно знакомый с молдавскими делами, попал в состав посольства, которое сопровождало Тимоша Хмельницкого в его путешествии в Яссы для женитьбы на дочери молдавского властителя Василия Лупу Розанде.  
 
3 июля 1653 г. П. Тетеря занимал должность переяславского полковника, хотя при этом продолжал выполнять обязанности «заместителя генерального писаря». Следует сказать, что должность переяславского полковника была особой в общей властной структуре Войска Запорожского. По словам самого П. Тетери, как было отмечено в разговоре с патриархом Макарием летом 1654 г., юрисдикция переяславского полковника распространялась на 9 городов и более 500 сел и местечек. Под его началом находилось 40 тыс. воинов, а в случае необходимости Тетеря мог организовать и 100-тысячное войско. Поэтому как руководитель одной из крупнейших административных единиц Украинского государства Тетеря имел немалое влияние. Недаром именно Переяслав стал городом, с которым было связано подписание известного соглашения с Московским государством в 1654 г. В частности, именно в этот момент в который раз проявилось высокое доверие к полковнику со стороны Б. Хмельницкого. На первую свою встречу с московскими послами, 7 января 1654 г., Б. Хмельницкий отправился в сопровождении двух человек — И. Выговского и П. Тетери. А в феврале — марте 1654 г. переяславский полковник вместе с генеральным судьей С. Богдановичем-Зарудным возглавил украинское посольство для завершения переговоров об условиях принятия царской протекции и подписания известных Мартовских статей. Переговоры были чрезвычайно сложными и проходили при постоянном давлении со стороны царского правительства, статьи постоянно возвращались украинским послам с поправками. Поэтому именно назначение Тетери руководителем делегации говорит о признании украинским руководством его дипломатических способностей и умения выходить из сложных ситуаций, а главное, о преданности идеям Б. Хмельницкого.  
 
После возвращения из Москвы П. Тетеря и в дальнейшем использовался гетманом в роли дипломата. Так, в августе 1654 г. он отправился в Каменку, что у Черного леса, для встречи с татарскими мурзами. По этому поводу следует отметить, что после подписания московско-украинского соглашения отношения между Чигирином и Бахчисараем стали чрезвычайно напряженными, назревало образование угрожающей для Украины польско- крымской коалиции. Поэтому красноречив тот факт, что миссия переговоров с татарами была поручена опять-таки Тетере. По данным И. Выговского и самого Тетери, переговоры прошли достаточно успешно и украинской делегации удалось убедить представителей Крыма в отсутствии угрозы им со стороны новообразованного союза Москвы и казацкой Украины. А в августе — сентябре 1654 г. Тетеря участвовал в переговорах гетмана с московским послом Иваном Ржевским.  
 
В октябре 1655 г. Тетеря со своим полком участвовал в осаде Львова. Именно ему гетман поручил вести переговоры с представителями львовского магистрата о сдаче города. В этом эпизоде следует выделить несколько моментов. Во-первых, П. Тетеря общался с львовянами на латыни, что вызвало большое возмущение московских воевод, которые не понимали содержание переговоров. Во-вторых, в самом разговоре, передавая представителю Львова Крыштофу Гродзинскому требования Хмельницкого сдаться и присягнуть на верность московскому царю, Тетеря «...тайно сообщил одному из львовских мещан, чтобы те оставались со своими намерениями, то есть не поддавались». Можно подумать, что переяславский полковник действовал вопреки интересам гетмана. Но ход тогдашних политических событий указывает на то, что осенью 1655 г. наметилось острое недовольство Б. Хмельницкого действиями московских воевод, и в частности тем фактом, что все города, которые завоевывали союзные войска, считались завоеванием царя и должны были ему присягать. Поэтому сам гетман не был заинтересован и во взятии Львова. Таким образом, позицию П. Тетери можно расценить как реализацию определенных гетманских замыслов.  
 
Летом 1656 г. П. Тетеря фигурирует среди лиц, на плечи которых была возложена реализация политики Хмельницкого в отношении белорусских земель. В частности, он вместе с нежинским полковником Григорием Гуляницким возглавил немалый казацкий корпус, направленный гетманом в Беларусь. А в октябре 1656 г. вместе с И. Выговским переяславский полковник уже вел переговоры с трансильванской делегацией. На июль 1657 г. Павел Тетеря снова возглавил украинское посольство в Москву, целью которого было подтверждение принципов взаимоотношений между Россией и Войском Запорожским, выработанных в январе — марте 1654 г.
 
Ссылка:ТУТ
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #36 В: 03/28/08 в 00:28:55 »
Цитировать » Править

Судьба демагога или гетьман Иван Мартынович Брюховецкий:
 
 Иван Мартынович Брюховецкий был одним из тех людей, о которых знаменитый казацкий летописец Самойло Величко написал горькие, но вполне справедливые слова: «для серебра и злата не только каждый из них дал бы выколоть себе глаз, но брата и отца своего не пощадил бы; то как бы мог жаловать матку, погибающую Украину?». Трагическим парадоксом времен Руины было то, что именно такая персона, законченный эгоист, честолюбец, политический шулер и демагог, смог получить энергичную поддержку значительной части запорожцев . Это стало возможным только вследствие катастрофической политико-моральной дезориентации тогдашнего общества, раскола украинцев по социальным (сословным), конфессиональным, корпоративно-клановым, региональным, даже более, геополитическим признакам после смерти Богдана Хмельницкого. Иначе говоря, украинская элита не смогла объединить социум, вместо этого сосредоточив едва ли не все свои силы на борьбе за власть...  
 
Удивительно ли, что именно Иван Брюховецкий, наиболее коварный, жестокий и настойчивый представитель этой элиты, у которого не было никаких барьеров морально-этического плана в своем стремлении к власти, сделал ставку на своеобразную «социальную революцию» на Левобережной Украине: при помощи мастерски просчитанных лозунгов о равенстве, сбросив с должностей верхушку коррумпированной старой казацкой старшины (а точнее, натравив на эту старшину «низы»), раз и навсегда смог утвердиться при власти? Но вот что важно: как раз эту же тактику не раз действительно виртуозно применяло в ХVII— XVIII веках московское правительство в процессе колонизации, «усмирения» Украины! Следовательно, абсолютно естественным выглядит тот факт, что Иван Брюховецкий  был первым среди тех украинских гетманов-коллаборационистов , которые делали политическую ставку в первую очередь на благорасположение царя, прокладывая «тропинку предательства» в Москву, торгуя при этом с абсолютным цинизмом интересами того же народа, которому эти власть придержащие якобы служили...  
 
К власти Брюховецкий пришел в июне 1663 года вследствие пресловутой Черной рады, которая прошла в Нежине . Пришел при нескрываемой поддержки царя Алексея Михайловича — и, главное, при поддержке казацких и мещанских «низов». Очевидно, эта голь, которая дала Ивану Мартыновичу возможность добыть булаву гетмана Левобережной Украины, ожидала от него жестокой расправы над теми лидерами казацкой старшины, которые были ей особенно ненавистны. И не ошиблась! Вот что рассказывает тот же Самойло Величко: «И как в ляшской поговорке два кота не могут между собой жить в одном мешке — так и Брюховецкий, объятый злобой и гневом и ненавидя равного себе Сомка (основной конкурент Брюховецкого в борьбе за власть, выдвиженец богатых и части средних слоев казачества ), легко нашел, как старший, некоторые причины, по которым ему, Сомку, больше в живых быть не дозволено...». Приблизительно через два месяца после Черной рады в Нежине Яким Сомко и группа его сторонников были казнены.  
 
Но «предвыборные обещания» Брюховецкий все же должен выполнять! Характерно, что едва ли не главным среди этих обещаний была клятва: добьемся социального равенства, чтобы не было богатых (именно так: богатых, а не бедных!). Дальнейший ход событий убедительно продемонстрировал, что ни о каком «равенстве» Брюховецкий даже и не думал. Наоборот, пропасть между обеспеченными слоями населения и обездоленными стала только большей...  
 
Украинцы Левобережья довольно быстро увидели это. И новому гетману ничего другого не осталось, кроме расчетов на еще более активную поддержку правительства царя Алексея Михайловича. Как писал о Брюховецком наш выдающийся историк Дмитрий Дорошенко, тот «сам шел навстречу московским желаниям и делал всякие уступки ценой личных корыстей своих и своих сторонников. В сентябре 1665 г. он сам поехал в Москву с многочисленной делегацией генеральной старшины , полковников, сотников и низшей старшины, представителей от духовенства, мещанства и от рядовых казаков; всего поехало с ним 500 человек. Брюховецкому был оказан торжественный прием, он получил аудиенцию у царя, которому преподнес богатые подарки... Гетман изъявил желание вступить в брак с какой-то «московской девушкой»; посоветовали ему вступить в брак с дочерью князя Долгорукого, представителя одной из самых родовитых московских фамилий, и этот брак скоро потом был заключен в Москве. Но главное — гетман сделал заявление, что он «бьет челом царю всеми украинскими городами», что означало по его разъяснению, что везде по Украине все налоги с мещан и крестьян должны собираться непосредственно в царскую казну, что туда же должны идти все украинские государственные регалии — доходы по продаже водки и таможенные сборы, с чужеземной торговли, и чтобы во все важнейшие города Украины назначены были царские воеводы с войском».  
 
Есть все основания утверждать, что этот описанный Дорошенко визит Брюховецкого в Москву стал определенным рубежом в экономическом, а, следовательно, и политическом подчинении Украины власти царя. «При отъезде из Москвы гетман и все, кто был с ним, получили щедрые подарки соболями», — пишет Дорошенко. Однако предательская политика бывшего слуги Хмельницкого вызвала волну возмущения. Новый гетман Правобережья Петр Дорошенко начал бороться за объединение украинских земель обоих берегов Днепра в едином суверенном государственном образовании, получая все большую поддержку. И Брюховецкий ловко меняет ориентацию. Учитывая силу протеста после подписания Андрусевского договора между Московией и Польшей о фактическом разделе Украины (январь 1667 г.), Иван Мартынович заявил, что Москва хочет коварно отдать Украину назад Польше и нужно выгнать прочь всех царских воевод. Однако и это не спасло его от бесславного конца.  
 
Весной 1668 года Петр Дорошенко появился на Левом берегу Днепра и пошел с войском навстречу Брюховецкому, который расположил свой лагерь под Опешней на Полтавщине. О дальнейших событиях Самойло Величко рассказывает так: «Тогда Дрозденко (один из казацких полковников, на то время — соратник Дорошенко — И.С. ), придя под палатку Брюховецкого и передав слово, сказанное от Дорошенко Брюховецкому, взял с кресла Брюховецкого под руку, желая вести его к Дорошенко... Однако сотники и чернь  Брюховецкого в великом множестве сейчас-таки прибежали к палатке Брюховецкого и с громкими возгласами и проклятиями взяли Брюховецкого и повели к Дорошенко. Когда же привели Брюховецкого к могиле перед Дорошенко, то после того, как Дорошенко изрек какие-то слова Брюховецкому, те, что привели его, сразу начали дергать и бить его и убили тиранским боем на глазах у Дорошенко — произошло это седьмого июня (1668 года — И.С. ), в понедельник в Петровку, около полудня...». Другой же летописец о бесславной гибели Брюховецкого отзывается кратко и сильно: «Забитъ, и правильно... ».  
 
Ссылка:ТУТ
Зарегистрирован
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #37 В: 03/28/08 в 00:44:38 »
Цитировать » Править

Последний автократ Украины: Иван, царь Глинский и всея правобережной Ворсклы (1919)
 
 
Весной 1919 года на Полтавщине стояла советская власть и ходили банды. На правобережье Ворсклы, в округе села Глинск, крестьяне  пресытились и тем, и другим в степени неописуемой. Богатый крестьянин села Глинск Иван Гордиенко кликнул клич среди хуторян и составил из них отряд для борьбы с бандами под своим началом - как видно, пользовался он среди зажиточного селянства немалым авторитетом. Как себя титуловать, Гордиенко думал недолго; власть стояла советская, и он провозгласил себя верховным комиссаром Глинска, где с этого времени стал чем-то вроде общинного вождя. Советскую власть при этом не спросили: часть банд, от которых стонала округа, признала Советы и числилась теперь советскими партизанскими отрядами, и с ними-то Гордиенко в первую голову и боролся. Дела у верховного комиссара пошли ходко - так ходко, что в воспоминаниях одного из тех самых квазисоветских атаманов, Шубы, оперировавшего ранее именно в Глинске, в точности это время обойдено стороной; как видно, уж очень крепко и далеко его вышиб из Глинска Гордиенко. "Наступил, - деликатно пишет Шуба, -  небольшой отрезок времени некоторого затишья в боевой деятельности Глинских партизан".  Привлеченные успехами Гордиенко, в его войско стеклись многие люди  из соседних деревень; сами окрестные деревни наперебой признали его власть, а какие сами не признали, те он покорил. Налогов он не брал, от банд и от Советов защищал, так что сопротивления ему не оказывали.
 
После этого - дело было примерно в  апреле - надоело Гордиенко быть верховным комиссаром, и решил он сделаться царем. Священника села Опошня, под угрозой расстрелять его вместе со всей семьей, Гордиенко заставил короновать его на царство над всем подвластным ему районом. "Коронация состоялась в большой старинной опошненской церкви, при огромном стечении народа, под перезвон всех колоколов", после чего Гордиенко официально именовался “царь Иван Глинский и всея правобережной Ворсклы”. Опошненский же священник стал чем-то вроде примаса нового царства. Столицей остался Глинск.
 
Вскоре Гордиенко счел, что его старая жена не отвечает его новому блеску, и удовлетворил свои амбиции, заставив привычного опошненского священника развести его с женой и обвенчать с местной сельской учительницей. "Новоиспеченные царь и царица всюду разъезжали в коляске, запряженной четвериком, украшенные, вместо корон, свадебными венцами, взятыми из церкви. Когда коляска останавливалась возле церкви, сопровождавшая царя свита вносила Ивана Гордиенко в церковь на обитом бархатом кресле".
 
Округа была потрясена. Бойцы царя Ивана по-прежнему отгоняли  банды, и к маю отдаленные местечки Будище, Диканка, Рублевка и городок Котельза “ударили челом” Ивану Гордиенко, которого в округе звали уже просто “Глинским царем”, и прислали ему богатые поминки, чтоб он принял и их под свою царскую руку. Со слов местных жителей, во владениях царя Ивана "наступили мир, покой и тишина. Нет больше налетов банд, прекратились грабежи и реквизиции, исчезла советская власть".
 
Но в июне месяце дело пошло плохо, ибо отступавшие от Добровольцев части РККА стали приближаться, пятясь, к пределам Глинского царства, а с их отрядами в округ снова прибыли представители советской власти, а с ними и партизанский атаман Шуба. Здесь царь Иван, к сожалению, сам покончил со своей доброй славой: в ужасе перед отрядами РККА, он, не дожидаясь их, бросил свою столицу, жену и приверженцев: тайно от них он внезапно бежал в леса при Ворскле, где его следы и затерялись.
 
А в Глинске в июле 1919 атаман-партизан Шуба слушал заехавшего туда Демьяна Бедного. О чем тоже написал в воспоминаниях, - тех самых, в которых он так и не сказал ни слова о Гордиенко.
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #38 В: 03/28/08 в 09:27:25 »
Цитировать » Править

В крайнем восхищении - а я уже подумала было, что это нечто изальтернативной истории и герой - потомок князей Глинских!
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #39 В: 03/28/08 в 12:48:16 »
Цитировать » Править

Ув.Могултай!А как с его существованием мирились представители Центральной Рады и Скоропадский в Киеве да и сам батька Махно?
Зарегистрирован
Olga
Живет здесь
*****


I think therefore I am. I think.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4255
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #40 В: 03/28/08 в 19:14:12 »
Цитировать » Править

on 03/28/08 в 12:48:16, olegin wrote:
Ув.Могултай!А как с его существованием мирились представители Центральной Рады и Скоропадский в Киеве да и сам батька Махно?

 
Махно было достаточно последовательным анархистом, чтобы позволять другим быть анархистами Smiley.
 
А власть Скоропадского заканчивалась в городах.
Зарегистрирован

Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #41 В: 03/28/08 в 20:31:33 »
Цитировать » Править

on 03/28/08 в 19:14:12, Olga wrote:

 
Махно было достаточно последовательным анархистом, чтобы позволять другим быть анархистами Smiley.
 
А власть Скоропадского заканчивалась в городах.

 
Да,он был поддержан,к сожалению,только съездом аграриев.И в этом была слабость его позиции.
Зарегистрирован
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #42 В: 03/29/08 в 01:18:40 »
Цитировать » Править

Quote:
Ув.Могултай!А как с его существованием мирились представители Центральной Рады и Скоропадский в Киеве да и сам батька Махно?

 
Все гораздо проще: Скоропадский пал еще в декабре 1918. На Полтавщине власть Скоропадского в ноябре 1918 сменили петлюровцы, петлюровскую власть в начале 1918 сменила Советская, в Глинской округе (часть Полтавщины) весной 1919 Советская власть сменилась властью Гордиенко, а в июне 1919 - в Глинский округ снова вернулась Советская власть, а Гордиенко бежал. Наконец, в августе 1919 в Глинск вошли деникинцы.
А батька Махно в 1918-1919 был очень далеко от Полтавщины и она не входила в сферу его влияния.
« Изменён в : 03/29/08 в 01:22:32 пользователем: Mogultaj » Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #43 В: 03/29/08 в 23:05:30 »
Цитировать » Править

«Юрий Немирич — канцлер Великого княжества Русского»:
 
Немиричи происходили из новгородского боярства и в XV веке переселились в Великое княжество Литовское. Получив огромные поместья, они постепенно становятся одним из мощнейших семейств Речи Посполитой, которые вместе с Острожскими, Конецпольскими, Вишневецкими, Сапегами, Радзивиллами находились на вершине власти. Немиричи были ревностными сторонниками православной веры, но уже дед Юрия Андрей после бракосочетания переходит в арианство (антитринитаризм) — это была одна из сект, на волне Реформации распространившихся в Европе. Антитринитарии отрицали догмат Троицы, одинаково признаваемый и католиками, и православными. Догмат трехипостасного Бога обосновывал и догмат верховенства папы римского, а потому был чужд идеям равенства, братства этих общин, фактически возрождавших раннехристианские гуманистические принципы. Главное — они отрицали божественную природу Христа и настаивали на его человеческой природе.
 
В условиях Украины, где шла отчаянная борьба между католиками, греко-католиками, поддерживаемыми Варшавой, и православными, антитринитарии нашли немало последователей среди зажиточных магнатов, шляхтичей, мещан и, в меньшей мере, крестьян. Секту еще называли социнианами — по имени итальянского протестанта и гуманиста Фауста Социна. Он эмигрировал в Речь Посполитую, во второй половине XVI века ставшую прибежищем для многих реформаторских движений и вольнодумцев. Социниане-шляхтичи — среди них Немиричи, Чапличи, Гойские, Сенюты, Войнаровские, владевшие почти половиной Украины, — отстаивали интересы веры, но оставались преданными государству.
 
Юрий Немирич родился в 1612 году в селе Черняхове, что в двух милях от Житомира. По старой семейной традиции он был отправлен на учебу в Раковскую арианскую академию, где получил основательные знания по математике, философии, политике, этике, иностранным языкам. Продолжил учебу в прославленных голландских университетах Лейдена и Амстердама, в Базеле, Париже, Оксфорде, в итальянской Падуе. В Сорбонне он прослушал лекции выдающегося ученого-реформатора Гуго Гроция. После этих путешествий молодой магнат, прежде всего интересовавшийся экономикой, международными отношениями, теорией государства и права, военным искусством, становится последовательным сторонником республиканской формы правления и федеративного устройства государства (самый лучший пример для него — Швейцарская конфедерация и Голландия), которые способны обеспечить гражданские свободы и религиозную толерантность.
 
Эти взгляды Юрия Немирича нашли отображение в известнейшем его произведении — трактате «Discurs de bello Moscovitico» («Размышления о войне с московитами»). 20-летний (!) юноша исследует государственный строй и войско московитов: «Неподконтрольный законам священный характер страны так укрепляет власть, что, преисполненные суеверного преклонения, они ни к свободе не стремятся, ни неволи, само собой разумеется, дарованной Богом и царем, не ощущают и не избегают. Отсюда царь такого склонного к суеверному страху народа тешится чрезмерным славословием и наибольшим, по сравнению с другими, могуществом». Юрий Немирич отдает предпочтение государственному строю Речи Посполитой — монархии, но де-факто — республики со всесильным сенатом, хотя и указывает на значительные ее недостатки.
 
А уже в 1634 году он возвращается на родину и во главе своей хоругви принимает участие в Смоленской войне с Московией. В 1636 году избран депутатом Люблинского трибунала, хотя этому противодействовали фанатичные магнаты-католики. Король Владислав IV Ваза, человек весьма умеренных взглядов и сторонник толерантной позиции в отношении протестантов и православных, считает необходимым защитить молодого военачальника. Юрий Немирич продолжает поддерживать социнианские общины, становится одним из основателей школы в родном Черняхове и Киселинской академии на Западной Волыни (в Киселин переехала из Ракова академия, деятельность которой запретило варшавское правительство по наущению отцов-иезуитов). С 1641 года он — киевский подкоморий.
 
1648 год стал судьбоносным для Речи Посполитой — и не только из-за начала восстания под руководством Богдана Хмельницкого. На элекционном съезде в Варшаве были приняты дополнительные постановления к закону о вероисповедании, фактически запретившие отправлять службы антитринитариям, как не признающим догмат о святой Троице. Пока же Юрий Немирич лоялен и даже выступает против Б.Хмельницкого «как генеральный полковник» войск, собранных киевской и волынской шляхтой, принимая участие в Зборовской битве. Но попытки магната играть роль третейского судьи в конфликте, его умеренная позиция в отношении казачества приводят к разрыву с Варшавой. В 1655 году он переходит на сторону шведского короля, лютеранина Карла Густава, который вместе с трансильванцами Юрия Ракоци захватившего едва ли не всю Польшу (перечитайте «Потоп» Генрика Сенкевича). Юрий Немирич обращает свои помыслы к державе Богдана Хмельницкого. Шел 1657 год. Незадолго до смерти гетмана он уже в Чигирине, где принимает православие и готовит договор со Швецией и Трансильванией о союзе и признании Украины независимым государством. Как писал Игорь Лосский в своем труде «Юрий Немирич — канцлер Великого княжества Русского» (Львов, 1928): «Москва культурно была слишком чужда Немиричу, и он прекрасно видел московскую тактику распространения хаоса в Украине путем подстрекательства казацкой черни против старшин. Что касается Речи Посполитой, то хотя культурно она была ближе Немиричу, но... политически тогдашняя Польша мало соответствовала государственным идеалам...».
 
И после того как гетман Иван Выговский пошел на денонсацию договора с Кремлем, именно Ю.Немирич стал его правой рукой в межгосударственных отношениях. Вместе с Павлом Тетерей он стоял у истоков Гадячского договора 1658 года о федерации Короны Польской, Великого княжества Литовского и Великого княжества Русского. Украинские земли получали бы свое правительство (Раду), гетмана, канцлера (Ю.Немирич был первым претендентом на эту должность), судебную власть, государственную казну, армию (30 тысяч казаков и 10 тысяч наемников); упразднялось действие Берестейской унии. В той части, которая касалась культурной программы, ощущается «рука Немирича»: предполагалось свободное книгопечатание, проектировалась еще одна академия, кроме Могилянской, «большое количество школ со свободным преподаванием». Реализовать этот блистательный план не удалось ввиду широких антипольских настроений в Украине, противоречивой позиции Варшавы и давления Москвы.
 
В «Манифесте к властителям Европы» (1658), опережая мысли, изложенные в 1710 году Пилипом Орликом, Ю.Немирич доказывает необходимость денонсации Переяславских соглашений. Тем не менее даже после блестящей победы украинского войска над московитами под Конотопом 24—28 июня 1659 года дело Ивана Виговского было обречено на поражение. Восстание полковника Ивана Богуна и кошевого Запорожской Сечи Ивана Сирко перечеркнуло все надежды героя на независимую Украинскую республику. В конце августа того же года Юрий Немирич погиб на Черниговщине, как писал Игорь Лосский, он был «убит украинскими руками, выполнявшими волю врагов Украины».
 
Ссылка:ТУТ
« Изменён в : 03/30/08 в 14:52:39 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Гетьманы Украины:мифы и реальность
« Ответить #44 В: 04/05/08 в 18:38:08 »
Цитировать » Править

Легендарный кошевой Запорожской Сечи Иван Сирко-гроза Крымских татар и турок:
 
   «Урус-шайтан»  
 
Настоящий народный герой должен быть и выходцем из народа. Иван Сирко сын Дмитрия родился в простой казацкой семье на Левобережной или Слободской Украине. Семья его, впрочем, была не из бедных, владела и домами и мельницей и многочисленным имуществом, все это добыто нелегким трудом и не только мирным, но и ратным – военным. В остальном ничем от остальных вольных казаков Сирки не отличались, а сам Иван Сирко до конца жизни даже грамоте не обучился, что оказалось вообщем редкостью в среде запорожской старшины, любившей щегольнуть своей просвещенностью.  
 
Зато были у Ивана Сирка другие качества, та аура власти и жизненная сила, которая порождала легенды и мифы о славном запорожском атамане. Говорили, например, что родился он с зубами и как только баба-повитуха поднесла новорожденного к столу, он самостоятельно схватил пирог и съел его. Легенду эту впоследствии вспоминали, как доказательство того, что всю свою жизнь Сирко “грыз” врагов православного христианского люда. Неуязвимость Сирка в бою, его отчаянная смелость и твердая рука, порождали рассказы о его связи с нечистой силой, по одной из версий однажды он умудрился самого черта серебряной пуговицей подстрелить, а татары и турки, те напрямую называли Сирка “урус-шайтан”, то есть “русский черт” и пугали им своих детей.  
 
И было чем пугать, из молодого волчонка вырос матерый волк. Наверное ни один из украинских гетьманов и атаманов не нанес столько урона крымско-татарским и турецким ордам, как Иван Сирко, турки к нему даже наемных убийц подсылали, но покушение было раскрыто, судьба стояла на стороне Сирко.
 
Первое из свидетельств о деятельности Сирко — интересная, но и по сей день фактически не задокументированная история участия полка запорожцев в Тридцатилетней войне (1618—1648) на стороне французов.
 
В 1644 году Богдан Хмельницкий как военный писарь Войска Запорожского в Варшаве встречался с послом Франции графом де Брежи. Через год был таки подписан договор-контракт, и 2500 казаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале.  
 
Возглавляли этих кондотьеров полковники Сирко и Солтенко. Впереди их ожидали интереснейшие события — осада и штурм неприступной испанской крепости Дюнкерк (которую называли «ключом от Ла-Манша»). Последнюю неоднократно во время многих конфликтов пытались взять французы, но всегда безрезультатно... Казаки «разобрались» с неприятелем за несколько дней.
 
В 1667—1668 годах Сирко несколько неожиданно отходит в тень, став полковником Харьковского слободского полка (дислоцировавшегося в Мерефе). «Там он поддерживает связи с предводителем крестьянской войны в Московщине С.Разиным. В 1672 г. полтавский полковник Ф.Жученко арестовывает Сирко и передает представителям царской администрации», — пишет Виктор Горобец, доктор исторических наук из Киевского Национального университета. Кошевого отправили в ссылку в Сибирь. Однако благодаря заступничеству польского короля Яна ІІІ Собеского Иван Сирко возвращается в Украину (декабрь 1673 года).
 
После победы гетмана Ивана Выговского над московитами под Конотопом в 1659 году Сирко во главе запорожцев наносит поражение союзникам гетманцев — крымским татарам под Аккерманом и опустошает степной Крым.
 
 Одна из его самых известных побед – “рождественское побоище” 1675 года. Той зимой турецкий султан задумал уничтожить в корне “разбойничье гнездо”, Запорожскую сечь. Более чем 50-тысячное войско, в том числе 15 тысяч отборных турецких янычар тайно подошло к Сечи прямо в рождественскую ночь, но произошло “чудо” в результате которого почти все янычары были перебиты, а татары едва спаслись бегством. Нередко Сирко ходил походами на Крым, однажды неожиданным ударом захватил тогдашнюю ханскую столицу Бахчисарай, а крымский хан едва успел спастись бегством.  
 
Громкие военные подвиги и освобождение тысяч христиан из татарского плена создали Сирку всенародную славу и огромный авторитет. Но был и другой Сирко, политический авантюрист, сын своего неспокойного братоубийственного века.  
 
           Братская кровь  
 
“Время было такое” – нередко говорят в тех случаях, когда хотят оправдать жестокость, насилие или собственное малодушие. Но если называть предателем гетьмана Мазепу и говорить о садистских наклонностях сына великого Богдана, младшенького Юрася Хмельницкого, то какую характеристику следует дать Ивану Сирку?  
 
Сирко был кошевым запорожским атаманом, в то жестокое и страшное время, когда Правобережную и Левобережную Украину раздирали междуусобные страсти, усиленные вмешательством соседей – Польши, России, Турции и подвластного ей Крыма. В этом кипении страстей и современники и историки отмечают абсолютное непостоянство Сирка, его сиюминутные эмоциональные порывы. Он успел перебывать союзником всех без исключения сторон, интриговал и ссорился с вчерашними приятелями. В ответ доносы сыпались на Сирка как с Правобережья так и с Левобережья. После очередного доноса Сирко был арестован левобережным гетьманом Иваном Самойловичем и отправлен в Москву, откуда прямиком загремел в Сибирь. Из ссылки его вызволили…татары с турками, которое повели такое масштабное наступление на Украину, что даже поляки официально обратились к русскому царю Алексею Романову, с просьбой освободить Сирка и дать ему возможность участвовать в военных операциях против мусульман.  
 
Алексей Михайлович Романов внял голосу разума и приказал снова доставить Сирка в Москву, где заставил экс-атамана принести личную присягу на верность, в царских палатах, да еще в присутствии патриарха всея Руси Питирима. Но и после этого старый “лис” Сирко не перестал плутовать и до самой смерти вел сложные политические игры. Единственным постоянным пунктом в “программе” Ивана Сирка была защита православной веры. И в этом пункте, бывало, он доходил до крайней жестокости.  
 
Искрометная картина Ильи Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, живописует как раз эпизод из жизни Сирка, составление ответа султану вскоре после той самой “рождественской бойни”, когда запорожцы уничтожили отборный отряд янычар. Однако на самом деле одним письмом дело не ограничилось. Предистория знаменитого послания такова. Летом 1676 года запорожцы ворвались в Крым и в ответ на зимнее нападение, произвели очередное опустошение полуострова. Среди богатой добычи, как обычно, находились и освобожденные пленники, около 7 тысяч человек. Выйдя из Крыма Сирко обратился к бывшим пленным с речью, в которой предложил людям самостоятельно решить свою судьбу. В результате около трех тысяч человек решили возвратиться в Крым, где они успели обзавестись семьями и нашли свою новую родину. Сирко отпустил их и подождав, когда они отойдут подальше от лагеря, послал молодых казаков с приказом: “уничтожить всех до единого человека”. Чуть позже поехал и сам, чтобы убедиться как выполнен приказ.  
 
С точки зрения современного общества это событие можно назвать прямым геноцидом. Сирко же поступал вполне логично, понимая, что дети украинцев или русских, добровольно отказавшихся от православной веры, в скором времени могут пополнить ряды все тех же янычар. И тем не менее, как жутко звучит оглушительный казацкий смех из “письма к султану”, сразу после избиения трех тысяч безоружных людей, вчерашних соплеменников, земляков. Может поэтому и не могла так долго успокоиться мятущаяся сиркова душа.  
 
Старый атаман умер в августе 1680 года на собственной пасеке в селе Грушевка. Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями, но не пришлось ему полежать в вечном упокое.  
 
               Голова атамана  
 
Легенда продолжала сопутствовать Сирку и после его смерти, она еще более усилилась, поддержанная народными рассказами и суевериями. Согласно легендам гроб с телом Сирка пять лет хранился на Запорожье и его даже возили в военные походы, поскольку умершего считали “характерником”, то есть казацким колдуном, хранившим Сечь от военных неудач и после физической смерти. Затем тело все-таки предали земле, но перед этим отрубили правую руку, которая продолжала присутствовать в военных кампаниях, сохраняя “дух Сирка”.  
 
После “измены” Мазепы, разъяренный Петр І, приказал стереть Сечь с лица земли, включая и казацкие могилы. Тоже самое произошло и при окончательной ликвидации Сечи по приказу Екатерины ІІ. В обоих случаях была осквернена и могила Сирка, но местные жители каждый раз сохраняли останки легендарного атамана и снова предавали их земле.  
 
Советская власть взялась за дело более кардинально. В результате строительства Днепрогэс и создания Каховского водохранилища был уничтожен так называемый Великий Луг, огромные земельные массивы, сердце казацкого края покрыла вода. Могила Сирка оказалась прямо на крутом берегу рукотворного «моря» и в 1968 году, под предлогом сбережения «памятника старины», останки Ивана Сирка эксгумировали. Скелет, после долгой волокиты и отчаянного письма национально настроенной интеллигенции за подписью самого Олеся Гончара, перезахоронили у села Капуливка, а череп Сирка…доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам. Академик сделал свое дело, а безголовые останки Сирко продолжали лежать на берегу речки Чертомлык, поскольку никто не думал возвращать череп украинского героя в предназначенное ему место.
 
 Только в августе 2000 года, на рубеже тысячелетий, прах Сирка воссоединился с черепом. Специалисты из Днепропетровского университета провели уникальное подзахоронение, для чего им пришлось делать подкоп под холм, где установлен памятник герою и под которым покоились, забетонированные сверху, останки запорожского атамана. Далекие потомки запорожцев наконец-то свершили христианский поступок по отношению к ревнителю и защитнику православия – Ивану Сирку.
 
Ссылка:ТУТ
 
Легенды о И.Сирке:
 
Однако Сирко как кошевой атаман был похоронен по особому обычаю. Дубовый гроб ставился прямо на землю, и многотысячная вереница людей шапками насыпала над ним высокий курган, раскопать который было куда труднее, чем обычное захоронение. Утомившись от работы с наступлением сумерек, а возможно, испугавшись дождя, враги отправились спать, оставив у разрытого кургана немногочисленный караул. Наутро он оказался перебитым, а гроб с останками Сирко – увезен в очередное казацкое пристанище.  
 
За Сирко заступался Кутузов  
 
Долгое время мертвый атаман путешествовал по чужбине, и даже после возвращения на родину не сразу был предан земле. По преданию, гроб долгое время сохранялся в «клуне» одного из преданных крестьян.  
 
Большего доверия заслуживает легенда о том, что после окончания войны в 1813 году к Екатеринославскому губернатору прибыла группа казаков с письмом от фельдмаршала Кутузова, содержащим ходатайство о захоронении останков атамана Сирко. Новое погребение состоялось в 1836 году на окраине Капуловки, на месте, позднее получившем название Панские кручи.  
 
По еще одной версии, могила здесь появилась значительно раньше, сразу после возвращения казаков из турецкого изгнания. В 1732 году казаки получили «высочайшее прощение» от Анны Иоановны, что позволило им в 1734 году основать новую Покровскую сечь на реке Подпольной. В это время и было совершено захоронение Ивана Сирко на Панских кручах. В этом случае приходится признать, что прах атамана был извлечен из земли, скорее всего, еще при Петре, а древний надгробный камень, украшающий ныне новую могилу, имеет еще более давнюю историю. Ошибка в дате смерти, обозначенной на камне (4 мая вместо 1 августа), как раз и объясняется тем, что перезахоронение состоялось в мае.
 
Существует легенда, что в разгар кампании 1812 года только что назначенный главнокомандующим Михаил Кутузов, обходя строй, встретил дюжину казаков из Капуловки, известных ему по прежним походам. Пригласив старых вояк в шатер и разговорившись с ними, полководец выведал у них тайну неизменных казацких побед. Срочно была снаряжена экспедиция в Капуловку и после долгих увещеваний и взываний к патриотизму хранителя останков Ивана Сирко, тот выдал под личные гарантии Михаила Илларионовича правую руку покойного. Реликвию обнесли вокруг занятой Наполеоном Москвы, после чего судьба французов в России была предрешена. Легенда впечатляет, но все же трудно поверить, что казаки, будучи добрыми христианами, проводили подобные эксперименты.  
 
 Место смерти неизвестно  
 
О месте смерти Ивана Сирко до сих пор продолжаются споры. Дело в том, что в Южном Приднепровье известно два села с названием Грушевка: неподалеку от Марганца и в Апостоловском районе (ныне с. Ленинское). Возле первого протекает речка Сирковка, возле второго Иван Сирко будто бы имел свой зимовник. В одном из письменных источников упоминается, что после кончины своего предводителя 1 августа 1680 года верные казаки погрузили его тело в «дуб» и в течение считанных часов доставили на сечевое кладбище, где он и был похоронен. Теперь на месте Чертомлыцкой сечи плещутся воды Каховского водохранилища. Долгое время с крутого откоса близ Капуловки был виден белый бакен, специально поставленный над последней казацкой цитаделью. Потом его не стало.
 
Ссылка:ВОТ
 
Портрет Ивана Сирко:ЗДЕСЬ
 
Графическая и скульптурная реконструкции:ТУТ
 
Текст письма запорожцев турецкому султану Мехмеду ІV и картина И.Репина с одноименным названием:ПРОШУ
Зарегистрирован
Страниц: 1 2 3 4  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.