Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
06/28/24 в 22:10:58

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Вторичное крепостное право »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Новая и новейшая история
   Вторичное крепостное право
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2 3  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Вторичное крепостное право  (Прочитано 10785 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Вторичное крепостное право
« В: 10/01/07 в 13:29:47 »
Цитировать » Править

Фернан Бродель "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв."
Отсюда
http://www.auditorium.ru/books/2021/contents1.htm
 
 
"КАПИТАЛИЗМ И ВТОРИЧНОЕ ЗАКРЕПОЩЕНИЕ  
Название этого параграфа — не проявление любви к парадоксам. «Вторичное закрепощение» — то была участь, уготованная крестьянству Восточной Европы, которое, быв еще свободным в XV в., увидело изменение своих судеб на протяжении XVI в. После чего все «качнулось» в обратном направлении, к крепостничеству, на огромных пространствах от Балтики до Черноморья, на Балканах, в королевстве Неаполитанском, на Сицилии и в Московском государстве (случай весьма специфичный), а также и в Польше и Центральной Европе, вплоть до линии, протянувшейся приблизительно от Гамбурга к Вене и Венеции. Какую роль играл на этих просторах капитализм? По-видимому, никакой, коль скоро стало правилом говорить в данном случае о рефеодализации, о феодальном порядке или феодальной системе. И хорошая книга Витольда Кулы, который шаг за шагом анализирует то, что с XVI по XVIII в. могло быть «экономическим расчетом» польских крепостных крестьян и «экономическим расчетом» их господ, отлично объясняет, в чем паны не были «истинными» капиталистами и не станут ими вплоть до XIX в.  
С началом XVI в. конъюнктура с двоякими, а то и троякими последствиями обрекла Восточную Европу на участь колониальную — участь производителя сырья, и «вторичное закрепощение» было лишь более всего заметным ее аспектом. Повсюду — с вариациями, зависевшими от времени и места,— крестьянин, прикрепленный к земле, юридически и фактически утратил свободу передвижения, возможность пользоваться льготами формарьяжа, освобождаться за деньги от натуральных повинностей и отработок. Барщина выросла сверх всякой меры. К 1500 г. в Польше она была ничтожна; статуты 1519 и 1529 гг. установили ее в размере одного дня в неделю, стало быть, 52 дней в году; к 1550 г. она была доведена до трех дней в неделю, а к 1600 г.— до шести '^°.  
В Венгрии эволюция была такой же: один день в неделю в 1514 г., потом два, затем три, вскоре после того — каждая вторая неделя и в конечном счете отмена всякой вообще регламентации; теперь барщина зависела только от произвола барина '^'. В Трансильвании — четыре дня в неделю; крестьяне, помимо воскресенья, имели только два дня для работы на себя. Но в Ливонии в 1589—1590 гг. "jeder Gesinde mitt Ochsen oder Pferdt alle Dage" '^; ошибка тут невозможна: «любой барщинник работает с упряжкой быков или конной упряжкой каждый день». И еще двумя столетиями позднее, в 1798 г., в Нижней Силезии официально утверждалось, что «крестьянские барщинные работы не ограничиваются» '^. В Саксонии существовал как бы своего рода рекрутский набор молодежи, зачислявшейся на два-три года на барские работы '^. В России именно крестьянская задолженность позволила дворянам добиваться от своих кабальных записей, прикреплявших их к земле,— своего рода «добровольной крепости» как тогда говорили, которая позднее будет узаконена ^. Короче говоря, пусть и смягченное, так или иначе организованное, но правило, устанавливавшее шесть барщинных дней в неделю, обнаруживало тенденцию распространиться почти повсеместно. Может быть, стоило бы оставить в стороне крестьян коронных владений и небольших владений городских. Может быть, даже и существовал менее тяжкий режим в Чехии или в Восточной Пруссии. По правде сказать, невозможны никакая статистика и, как следствие, никакое картографирование: барщинные работы всегда приспосабливались к реальностям крестьянского общества и труда крестьян. Владельцы самых крупных наделов поставляли на барщину рабочие упряжки; для этой цели они содержали избыточных тягловых животных и на такие работы отряжали сына или работника. Но такая барщина «упряжная» (немецкие Spanndienste или Spannwerke) не освобождала от барщины «вручную» (Handwerke), а так как во всех барских деревнях были и мелкие крестьяне И безземельные поденщики, существовала целая серия особых порядков и норм отработки. Так что барщинный труд использовали для всего: для услужения в доме, в конюшнях, в ригах, • хлевах, на пахоте, сенокосе, жатве, для перевозок, на земляных работах, при валке леса. В общем, то была огромных масштабов мобилизация всей рабочей силы деревенского мира< сделавшаяся как бы естественной. Всегда легко было еще немного «затянуть гайки»: достаточно изменить продолжительность работы, задержать у себя упряжку, увеличить подлежащие перевозке грузы, удлинить маршруты. И пригрозить в случае необходимости. Это всеобщее увеличение тягот барщины в странах Восточной Европы имело как внешние, так и внутренние причины. Внешние — массовый спрос со стороны Западной Европы, которую нужно было кормить и снабжать сырьем. Отсюда вытекали все возраставшие требования на пригодную для экспорта продукцию. Внутренние — в нараставшей конкуренции между государством, городами и панами, эти последние почти везде (за исключением России) занимали господствующее положение. Следствием захирения городов и городских рынков, слабости государства было присвоение рабочей силы (а заодно и производительных земель), способствовавшее успеху феодалов. Барщина была громадным двигателем на службе того, что немецкие историки называют «поместным владением» (Gutsherrschaft) в противоположность традиционному сеньориальному Grundherrschaft — «земельному владению». В XVIII в. в Силезии насчитали за год 373 621 день барщины с пароконными упряжками и 495 127 дней — с бычьими упряжками. В Моравии эти цифры составили соответственно 4282 тыс. и 1 409 114 дней ^. Этот тяжкий режим не мог установиться за один день. Он прокладывал себе дорогу постепенно, так же постепенно и привыкали к нему; и без насилия не обходилось. В Венгрии Кодекс Вербёци * провозгласил прикрепление к земле крестьянства на вечные времена (perpetua rusticitas) именно после поражения восстания Дожи в 1514 г. '"" А веком позже, в 1608 г., оно будет провозглашено заново после восстания гайдуков, этих беглых крестьян, живших разбоем и грабежом, направленными против турок. В самом деле, побег был оружием крестьянина против чересчур требовательного господина. Как схватить человека, который удирает ночью на телеге, с женой, детьми, наспех собранным добром, со своими коровами? Всего несколько оборотов колеса — и ему обеспечено содействие на всем пути со стороны товарищей по несчастью. А в конечном счете — прибежище в другом барском имении либо среди людей вне закона. После окончания Тридцатилетней войны сословное собрание (Landtag) Лужицкой земли захлестнули жалобы и гнев «пострадавших» сеньеров. Они требовали: пускай хотя бы наказывают тех, кто помогает беглым и принимает их; пусть пойманным беглым отрезают уши или носы или же пусть их клеймят каленым железом. Неужели же нельзя добиться рескрипта от курфюрста-электора Саксонского в Дрездене? Но бесконечный список рескриптов, запрещавших свободное передвижение крепостных (в Моравии—в 1638, 1658, 1687, 1699, 1712 гг.; в Силезии — в 1699, 1709, 1714, 1720 гг.), доказывает бессилие законодательства в этом вопросе. Зато сеньерам удалось заключить крестьянство в замкнутые экономические единицы, порой весьма обширные. Вспомните о графах Черниных в Чехии, о польских Радзивиллах или Чарторыских, о венгерских магнатах, торговавших вином и скотом. Эти экономические единицы жили замкнутые в себе. Крестьянин практически не имел более доступа к городским рынкам (к тому же сильно сократившимся). Когда он там появлялся, это бывало лишь для мелких торговых сделок, ради того, чтобы собрать немного денег, в которых он нуждался для выплаты каких-либо повинностей или для того, чтобы выпить в трактире (который тоже был барской собственностью) стакан пива или водки. Но эта экономическая единица в конечном счете не автаркична, ибо она открыта вверх. Сеньер, собственник крепостных и земель, как и в былые времена, производит зерно, лес, скот, вино, а позднее — шафран или табак в соответствии со спросом далекого клиента. Настоящий поток барского зерна спускался по Висле до Гданьска. Из Венгрии на дальние расстояния вывозили вино и перегоняли скот; в придунайских провинциях растили пшеницу и разводили овец, предназначенных для ненасытных аппетитов Стамбула. Повсюду в зоне «вторичного закрепощения» домениальная экономика покрывала все, она окружала города, порабощала их — столь странный реванш со стороны деревни! А вдобавок случалось и так, что эти имения владели собственными местечками и служили базой для предприятий промышленных: кирпичных, винокуренных и пивоваренных заводов, мельниц, фаянсовых мастерских, домен (так было в Силезии). Эти мануфактуры использовали рабочую силу, принужденную трудиться, а очень часто и даровое сырье, которое поэтому не должно было включаться в строгую бухгалтерию дебета и кредита. В Австрии на протяжении второй половины XVIII в. сеньеры участвовали в организации текстильных мануфактур. Они были особенно активны и сознавали свои возможности; они непрерывно продолжали «округление» (Arrondierung) своих имений, узурпируя права государя на распоряжение лесами и на отправление юрисдикции, вводили новые культуры, например табак, и подчиняли себе любой городок, до которого могли дотянуться, обращая к своей выгоде и его городские ввозные пошлины '"*". Но вернемся к нашему вопросу: что свидетельствовало о капитализме среди многочисленных аспектов «вторичного закрепощения»? Ничто, отвечает в своей книге Витольд Куда, и его аргументы определенно существенны. Если ьы исходите из традиционного портрета капиталиста, если принимаете этот «фоторобот» — рационализация, расчет, инвестиции, максимизация прибыли,— тогда да, магнат или польский пан — не капиталисты. Для них все слишком просто, ежели провести сравнение между уровнем денежных богатств, которого они достигали, и уровнем натуральной экономики, которая была у них под ногами. Они не ведут расчетов, коль скоро машина работает сама собой. Они не стремятся изо всех сил снизить свои издержки производства, они почти не заботятся об улучшении почв, ни даже о поддержании их плодородия — между тем почва эта составляет их капитал. Они отказываются от любых реальных капиталовложений, довольствуясь, сколь это возможно, своими крепостными, даровой рабочей силой. Урожай, каким бы он ни был, был тогда для них прибылен: они продавали его в Гданьске, чтобы автоматически обменять на изделия, произведенные на Западе, главным образом предметы роскоши. Около 1820 г. (правда. Куда не смог точно определить во времени происшедшие перемены) ситуация оказывается совсем иной: немалое число земельных собственников отныне рассматривают свою землю как капитал, который настоятельно необходимо сохранить, улучшить, каких бы затрат это ни стоило. Настолько быстро, насколько это только возможно, они избавляются от своих крепостных, ибо это огромное число едоков, чей труд малоэффективен; им хозяева предпочитают наемных работников. Их «экономический расчет» уже не тот, что прежде: теперь он, хоть и с опозданием, подчинился правилам хозяйствования, теперь они озабочены сопоставлением капиталовложений, себестоимости и прибавочного продукта. Один этот контраст служит решительным аргументом за то, чтобы отнести польских магнатов XVIII в. к числу феодальных сеньеров, а не предпринимателей "•". Разумеется, не против этого аргумента собираюсь я выступить. Однако мне кажется, что «вторичное закрепощение» было оборотной стороной торгового капитализма, который в положении на Востоке Европы находил свою выгоду, а для некоторой своей части — и самый смысл существования. Крупный земельный собственник не был капиталистом, но он был на службе у капитализма амстердамского или какого другого орудием и соратником. Он составлял чисть системы. Самый крупный польский вельможный пан получал авансы от гданьского купца и через его посредство — от купца голландского. В некотором смысле он находился в таком же подчиненном положении, что и сеговийский овцевод, который в XVI в. продавал шерсть своих баранов генуэзским купцам задолго до стрижки. Или в положении тех земледельцев, испытывавших нужду или не знавших ее, но тем не менее всегда старавшихся получить задаток, земледельцев, которые во все времена и по всей Европе продавали свое зерно на корню купцам всех мастей, мелким или крупным, которым такое положение давало возможность получать незаконные прибыли и позволяло уклоняться от рыночных регламентов и рыночных цен. Будем ли мы теперь говорить, что наши сеньеры находились среди жертв, а не в числе действующих лиц или участников некоего капитализма, который издали, через посредников, сообразуясь только со своими вкусами и своими потребностями, держал в руках все, что можно было мобилизовать с помощью морских маршрутов, речных путей и ограниченной пропускной способности сухопутных дорог? И да и нет. Была некоторая разница между сеговийским овцеводом или выращивавшим зерно земледельцем, которые в общем-то лишь подчинялись диктату ростовщика, и польским ясновельможным паном, который, хоть и находился в невыгодной позиции на рынке в Гданьске, у себя-то дома был всемогущ. Этим всемогуществом он и пользовался, дабы организовать производство таким образом, чтобы оно отвечало капиталистическому спросу, который пана занимал лишь постольку, поскольку отвечал его собственному спросу на предметы роскоши. В 1534 г. правительнице Нидерландов писали: «Все сии большие вельможи и господа Польши и Пруссии за двадцать пять лет до сего времени нашли средство посылать по неким рекам все свое зерно в Данцвик и там оное продавать господам сказанного города. И по сей причине королевство Польское и большие вельможи сделались зело богаты» '^. Ежели понимать этот текст буквально, можно было бы вообразить себе «джентльменов-фермеров», предпринимателей а-ля Шумпетер. Ничего подобного! Это именно западный предприниматель явился и постучал у их ворот. Но именно польский вельможа обладал властью — и он доказал это! — чтобы поставить себе на службу крестьян и добрую часть городов, установить господство над земледелием и даже над мануфактурой, так сказать, над всем производством. Когда он мобилизовывал эту силу на службу иноземному капитализму, он сам становился в системе действующим лицом. Без него не было бы «вторичного закрепощения», а без «вторичного закрепощения» объем производства зерновых, шедших на экспорт, был бы несоизмеримо меньшим. Крестьяне-то предпочли бы есть собственное зерно или обменивать его на рынке на другие товары, если бы, с одной стороны, барин не присвоил все средства производства и если бы, с другой стороны, он попросту не убил уже оживленную рыночную экономику, оставив за собой все средства обмена. Это не была феодальная система, не была она отнюдь и сколько-нибудь самодостаточной экономикой. Речь шла о системе, где, как говорит сам В. Куда, сеньер всеми традиционными средствами старался увеличить количество товарного зерна. И определенно то не была современная капиталистическая агрикультура на английский манер. То была монопольная экономика, с монополией производства, монополией распределения, и все это — на службе международной системы, которая сама была, несомненно, в значительной степени капиталистической '".
 
его же "Динамика капитализма"
http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/broudel/index.htm
 
продолжение сл
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Veber
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 474
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #1 В: 10/02/07 в 00:32:36 »
Цитировать » Править

Очень интересно, спасибо!  
Несколько вопросов по мелочи: когда точно в Австро-Венгерской Империи было отменено крепостное право? Мне кажется, то при Йозефе II (меня еще в свое время поразило, что так поздно).  
А что было в Германии? Насколько далеко на Запад зашел процесс?  
Еще любопытно: процесс пошел в 16-м веке. Если я правильно помню, в Англии как раз в это время окончательно исчезает крепостное право, и во Франции вобщем тоже. Если так, то получается забавно.  
А еще было бы интересно про Россию - ведь у нас хронологически процесс, кажется, совпадал (Юрьев День и прочая), но разве мы поставляли что-то куда-то?
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #2 В: 10/02/07 в 05:33:21 »
Цитировать » Править

При Иосифе.
А про нас я буду подробно, поскольку у нас процесс шел несколько более сложным путем.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #3 В: 10/02/07 в 13:51:44 »
Цитировать » Править

Quote:
когда точно в Австро-Венгерской Империи было отменено крепостное право?

 
А окончательная отмена панщины - в 1848 году.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Veber
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 474
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #4 В: 10/03/07 в 23:15:36 »
Цитировать » Править

Спасибо! Ждем подробностей!
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #5 В: 10/05/07 в 12:02:21 »
Цитировать » Править

Маленькими кусочками:
 
Наша ситуация и ситуация ВКЛ от соседской отличалась еще и тем, что у нас первичного крепостного права и не было почти.  Отличалась, замечу, в лучшую сторону.  И сильно.  Серваж как таковой (то бишь, обмен свободы на безопасность) существовал, но до поры был сведен к минимуму (статус рабов, холопов) и даже в этом виде ограничивался законом.  
Вот судебник 1497 года.
http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm
"56. А холопа полонит рать татарскаа, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп."
"66. О ПОЛНОЙ ГРАМОТЕ [то есть о продаже себя в полное холопство]. По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю [доверенной службе] по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жити, то не холопи; а по городцкому ключю не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп."

То есть, наблюдается явное сокращение возможностей попадания в холопство (положение кабальных холопов тоже было ограничено законом, кабального холопа нельзя было передать по завещанию, его дети не становились холопами вообще).  Причиной тому был государственный интерес - свободные люди платили налоги.  
 
Если же говорить о свободном крестьянском населении, то ситуация долго характеризовалась избытком земли и недостатком рабочих рук.  Так что крестьян сначала привлекали и сманивали, а потом пытались закрепить, где есть.
В конце концов, в ситуацию вмешалось государство.  
"57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит."
Статья того же судебника 1497 года играла на обе стороны.  С одной стороны, она ограничивала право выхода двумя неделями по окончании цикла.  С другой стороны, она четко оговаривала _наличие_ права выхода у всех (а под него к тому времени уже копали и довольно основательно).  
С одной стороны, она требовала от крестьян платить за выход "пожилое" и размер этого "пожилого" уравнивал в статусе "старожильных" крестьян и "новых рядчиков" и делал практически невозможным выход в первый год.  С другой стороны, требовать от крестьянина _больше_ землевладелец не имел права, даже если платил за крестьянина долги, а сумма, в принципе, была подъемной.  
То есть, закон пытался перевезти через реку волка, козу и капусту - создать относительно стабильный источник рабочей силы, не лишая крестьян личной свободы.
Кроме того, судебник делал явные шаги в пользу местного самоуправления, задействуя в судебном процессе местные общины.
Замечу, что крестьяне восприняли судебник как изменение ситуации в _их_ пользу - и за появлением судебника последовала просто волна жалоб крестьян на помещиков.
 
продолжение сл
« Изменён в : 10/05/07 в 12:04:51 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #6 В: 10/05/07 в 13:26:15 »
Цитировать » Править

Хозяйкам на заметку:
В судебнике 1550 года (судебнике Ивана Грозного) выплаты по выходе дополняются «повозом» - то есть платой за неисполнненые барщинные обязанности – и всякой регуляционной мелочью.   Но истинная новелла вот «А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля.»
В переводе с юридического на русский это значит вот что: что приходской священник для помещиков и бояр был разновидностью крестьянина.  С него требовали «пожилое» и пытались закрепить.  Более того, в священники периодически норовили поставить холопа, не выдав ему вольную.  Причем, все это приняло настолько общий характер, что пришлось статью судебника менять и в ней право священства на выход по желанию специально оговаривать.
 
продолжение сл
« Изменён в : 10/05/07 в 13:26:45 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Veber
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 474
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #7 В: 10/06/07 в 14:29:54 »
Цитировать » Править

Ничего себе! Это я про священников.  
А каков был статус приходского священника в Западной и Восточной Европе?  
И очень интересно, отчего же у нас при такой симпатичной (сравнительно) изначальной ситуации все так плохо развернулось впоследствии?  
 
И были ли в Европе аналоги нашей ситуации?
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #8 В: 10/06/07 в 15:04:49 »
Цитировать » Править

Там по-разному было, и вокруг юрисдикции почти всюду шла война.  В Грузии, вроде бы, священники могли находиться в той или иной степени зависимости.   Но именно такое мне больше не попадалось.  
Может, поможет кто?
 
А что случилось, я постараюсь потихонечку изложить.
 
Аналог был.  Литва.  И еще несколько более дальний - Испания.  То есть, в Испании крестьян периодически пытались прикрепить к земле и иногда со временным успехом, но, как правило, дело кончалось социальным взрывом, как в Каталонии в 15 веке - и у них первичное крепостное право тоже толком не развилось.  Собственно, они из морисков попробовали сделать нормальных крепостных... результат тоже получился печальным.
А Литву как раз вторичным и пришибло, через Польшу - не быстро, но классически.  Фольварочное хозяйство и все прелести.  
 
С уважением,
Антрекот
« Изменён в : 10/06/07 в 15:58:31 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Veber
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 474
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #9 В: 10/07/07 в 00:13:56 »
Цитировать » Править

Угу, понятно. Очень любопытно и ждем дальнейшего изложения. Мне кстати интересно, как это можно применить к теме Талига (с которым эта тема отчасти связана), но с этим я пойду в соседний тред. Smiley
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #10 В: 10/07/07 в 14:25:17 »
Цитировать » Править

Информация к размышлению:
И. С. ПЕРЕСВЕТОВ "СКАЗАНИЕ О МАГМЕТЕ-САЛТАНЕ"
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Peresvetov/Magmet_saltan/vved.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Peresvetov/Magmet_saltan/pred.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Peresvetov/Magmet_saltan/text.htm
 
Вот такие настроения витали в обществе и даже в природе. (с)
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Ursus
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1156
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #11 В: 10/07/07 в 16:52:33 »
Цитировать » Править

on 10/07/07 в 14:25:17, Antrekot wrote:
Информация к размышлению...

 
Хм... В тему пойдет?
 
http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Osman.htm
Зарегистрирован

Когда придёт Излом --
Не прячься пацталом!
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #12 В: 10/07/07 в 17:12:13 »
Цитировать » Править

Как описание _тенденции_ пойдет вполне.  А вообще там много с чем можно спорить и я не понимаю, откуда такая однозначность.
Кроме того, там часто пропущены последствия - например, последствия коммутации отработочных повинностей на нашей почве оказались достаточно серьезными и весьма неприятными.   И не только они.
 
С уважением,
Антрекот
« Изменён в : 10/07/07 в 17:14:01 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Veber
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 474
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #13 В: 10/07/07 в 17:41:03 »
Цитировать » Править

on 10/07/07 в 14:25:17, Antrekot wrote:

Вот такие настроения витали в обществе и даже в природе. (с)
 
С уважением,
Антрекот

 
Интересно то, что в современных учебниках истории, когда пишут о преимуществах реформ Петра, г, что когда б не Петр, Россию вполне могли бы либо расчленить, либо вовсе превратить в колонию. Получается, что несколько сходные мысли: "Если не изменить правление на более эффективное, то врагу будет проще завоевать" появились уже в 16-м веке. Жаль только, что мысль об отмене кабального рабства так долго не приходила в голову нашим реформаторам. Я на самом деле очень жду продолжение - про Россию. Потому что любопытно, куда здравые мысли делись, и как случилось так, что у нас крестьян закрепостили.  
 
Кстати, а какой смысл тогда имели слова "вера" и "правда"? Тот же, что сейчас?
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Вторичное крепостное право
« Ответить #14 В: 10/07/07 в 17:56:18 »
Цитировать » Править

Так вот туда здравые мысли и делись.  Собственно, закрепощение крестьян - это косвенный результат в том числе и вот этой реформы и того, что было потом.  Не только ее, конечно, тут много факторов сошлось.  И опять же, достаточно очевидно, что этого результата поначалу не хотели и на него не рассчитывали.   Да что там, судебник 1550 и число способов попадания в холопство урезает против предыдущего (вплоть до того, что родители-холопы своих детей в холопы продать не могут), и очень жестко прописывает, что с крестьянина больше указанных в судебнике сумм брать нельзя, и самоуправление вводит, где только можно.  И наместников заменяли на губных старост, выбираемых из местных.  
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Страниц: 1 2 3  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.