Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
12/03/24 в 18:01:17

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Объективная этическая  «лучшесть»?? »


   Удел Могултая
   Вавилонская Башня
   Вавилонская Блудница и ее обычай
   Объективная этическая  «лучшесть»??
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Объективная этическая  «лучшесть»??  (Прочитано 7780 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Объективная этическая  «лучшесть»??
« В: 10/23/03 в 17:25:01 »
Цитировать » Править

Объективная этическая «лучшесть»??
 
1. В связи с беседой о возможности / невозможности этических претензий, имеющих смысл в рамках нашей этики, к существам, ее не разделяющих (в том числе гипотетическому Богу), имевшей место в Уделе, мне кажется, что разговор надо начать заново, прояснив его основы. Сама проблема может быть представлена четче всего в рамках следующей апории. Вот, допустим, имеется этический принцип «при прочих равных лучше не причинять боли и смерти живому чувствующему субъекту» (далее: принцип немаксимизации боли). Этот принцип можно смело считать универсальным принципом всех человеческих этик - нет ни одной культуры, которая бы его не разделяла и не использовала бы в качестве фундаментального. Атеисты, католики, национал-социалисты, швейцерианцы с «благоговением перед жизнью» - все они, когда причиняют боль и гибель, оправдывают это либо тем, что иначе неизбежна была бы еще большая (или более значимая для них) боль и гибель, либо волей Абсолюта - в обоих случаях о «прочих равных» и речи нет; причинять же боль или смерть как нечто самоценное и возвещать такой подход никакая культура не берется.
 
Далее введем несколько персонажей.  
 
0) Дэв иранской мифологии - этому товарищу - нечеловеку - причинение боли и смерти милы как таковые, собственно, это его главная цель в жизни, у него природа такая. Впрочем, возможно, он мог бы ее и ограничить (в конце концов, по природе человек должен испытывать аппетит при поедании лично им убитой или еще полуживой мыши - с шерстью и внутренностью - но ничего, так себя переделал чисто социальными вторичными способами, что испытывает при этом не аппетит, а тошноту...), но не хочет. Он вроде хорька - дикий хорек убивает для чистого удовольствия в массовом порядке, а дрессированный / специально воспитанный хорек может так и не делать, сформировав структурный барьер.  
 
1). Человек по имени, допустим, Ницшекатило  Он видит смысл своей жизни в том, чтобы всех при прочих равных мучить, чем больше, тем лучше, открыто всем об этом возвещает и ведет со всеми соответствующую войну. Он вроде инопланетной цивилизации.  
 
2) Человек по имени Могунтрекот. Он считает, что лучше было бы, чтоб Ницшекатило такого своего мнения не придерживался, и называет его поведение отвратительным и несовместимым с тем, что он, Могунтрекот, готов терпеть рядом с собой.  Но Могунтрекот не считает, что Ницшкеатило сам обязан (кому-то, в том числе себе) разделить это могунтрекотово отношение к своей ницшекатиловой позиции и  признать, что лучше было бы ему, Нишекатиле, от своего мнения отказаться и в нем раскаяться. Могунтрекот не считает так же, что все «лучше» или «хуже» могут существовать только в рамках некоей субъективно принятой системы координат, и нет такой системы, которая априори была бы обязательна для носителя. При таком подходе к делу нельзя сказать, что какая-то система «объективно лучше» другой или что кто-то из Могунтрекота и Ницшекатило объективно лучше другого - не потому, что они «объективно равновалидны», объективно в одну цену (это получилась бы «теория многих равновалидных правд»), а потому, что объективно «лучшего» и «худшего» вообще нет, их объективная природа не различает, эти понятия различимы только чувствующим, желающим и целеполагающим субъектом и существуют только для него. Хочу подчеркнуть отличие этого подхода от «равновалидности правд»: одно дело сказать, что с точки зрения такой-то системы А и Б имеют равную цену, другое - что с ее точки зрения ни А, ни Б вообще не имеют никакой цены, потому что этой системе чуждо само понятие цены. Одно дело сказать, что слова «белый» и «синий» одинаково неостроугольны, потому что тупоугольны; другое - что они «одинаково неостроугольны» потому, что категория остроугольности/тупоугольности вообще к словам неприменима....
Могунтрекот - последователь конвенционализма Анри Пуанкаре, распространяющий его из области истин научных (для которой его Пуанкаре разработал) на область истин этических.
 
 
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #1 В: 10/23/03 в 17:25:56 »
Цитировать » Править

3) Фабий Кантатор (от фамилии Канта), сторонник существования категорического объективного этического императива, и связывающий этот императив с принципом немаксимизации боли. Он скажет, что Ницшекатило долг и перед собой, и ему «объективно» лучше было бы сменить мнение, как «объективно» худшее, чем ряд других.  
 
2. Покажем, что мнение Фабия является ошибкой языка. Дело в том, что принцип свободы воли равносилен тому, что все, что мы делаем, выбираем и т.п. - мы делаем и выбираем только потому, что нам так хочется, что на это есть наша воля. В частности, мы считаем одни желания и воли лучшими, а другие - худшими только потому, что и на это у нас есть особая (приоритетная) воля - так считать. Любая система координат, в рамках которой только и появляются какие бы то ни было «лучше» и «хуже», принимается только потому, что мы ХОТИМ ее принять и поддерживать.
Еще раз, этот фундаментальный факт прямо вытекает из принципа свободы воли; его не могут отрицать и теоцентристы, сторонники существования Абсолютного Этического Императива: ведь и у них считается, что сам выбор в пользу этого Императива, в пользу системы координат, точка отсчета которой совпадает с тем, что безоговорочно признается у них Абсолютом, - сам этот выбор делается по чистой свободной воле, то есть по _хотению_. И поддерживается он тоже только по свободной воле. Тем последним (или первым), самым основным и первичным якорем, на котором в конечном счете все держится и строится и у теоцентриста, и у атеистического гуманиста, и у ницшеанца, является, таким образом,  их собственная индивидуальная воля, выбор этой воли. Только выбирают они разное. Воля теоцентриста, в частности, выбирает полное послушание воле Бога - но висит этот выбор по-прежнему на личной свободной воле теоценриста, а не на воле Бога. Он считает волю бога, а не свое желание, высшим авторитетом, - но только потому, что сам пожелал и желает этого, и его желание (это его желание) де-факто остается, таким образом, главным и суверенным фактором его выбора.  
Таким образом, какую бы систему координат мы ни избрали, это выбор нашей свободной воли. Мы считаем одно лучшим, а другое худшим потому что ХОТИМ так считать - и больше нипочему (в том смысле, что наша воля так считать автократична, она ни от чего не зависит - что, собственно, и заявляется самим принципом «свободы воли»).
 
3.  Но коль скоро любая система оценок основана на том (и только на том), что мы хотим ее поддерживать, - то как антагонистические системы могут быть "объективно" лучше или хуже друг друга? Если все, что красиво, красиво только в глазах очередного смотрящего, то откуда возьмется "априорная", "объективная" красота?
 
Априорное/объективное «лучше» или «хуже" - это не ошибка концепции, это ошибка языка. Каждый имеет свою систему оценок "лучше - хуже", и как можно доказать, что одна из них "лучше" другой, если сами "лучше - хуже" субъективны? Теоцентристы объявляют одну из субъективных систем "лучше-хуже" (именно, ту, что, по их вере, разделяет Бог, Его представление о прекрасном) априори абсолютной и приоритетной, - но это совершенно произвольное суждение, как и всякое суждение «по чистой вере». Все равно, что я что-то объявил "априори самым красивым". Почему? Патаму чта! В конечном счете с этикой то же, что с эстетикой - она дело вкуса (это ее база; а клятва - лишь ее оформление, упорядочивание, способ обеспечения). А как один вкус можно считать объективно лучше другого, если само понятие о "лучшести" - дело субъективного вкуса же?  
 
Если отказываться от такого понимания дел, то немедленно возникает вопрос: а ЧТО и ПОЧЕМУ объявлять "объективно приоритетной этикой"? Допустим, Кантатор выдвигает на это место «принцип непричинения боли при прочих равных? Но ПОЧЕМУ он это делает, на чито он опирает этот выбор? В конечном счете - только на то, что ему так хочется - больше просто не на что, этот факт - прямо следствие из аксиомы о свободе воли (в том числе о свободе воли как суверенном и неоспоримом факторе/источнике всякого выбора), см. выше.  
 
Но раз других оснований, кроме того, что Кантатору «хочется» считать некий принцип «объективно приоритетным», у его соответствующего решения нет, то с равным авторитетом тот, кому хочется считать объективно приоритетным ницшеанство, это и сделает. С _равным_ авторитетом. Кто ему придаст бОльший или мЕньший? Ведь оба они одинаково ссылаются в конечном счете на то, что им «так хочется». То есть на _равные_ вещи. Считать ли, что одно «хочется» может быть объективно «лучше» или «хуже» другого? Да как же это возможно, если сами «лучше» или «хуже» появляются только в рамках системы координат, которая сама-то принята на основании того, что ее «хочется» принять? Как один субъективный выбор может быть объективно (т.е. независимо от любого субъективного выбора) лучше или хуже другого, если само распределение того, что хуже, а что лучше, вводится и определяется только самим этим субъективным выбором?
 
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #2 В: 10/23/03 в 17:26:48 »
Цитировать » Править

4. По сути дела, заявлять в этих условиях, что наш выбор ценностей / системы этических координат лучше, допустим, ницшекатильского, равносильно тому, чтобы упрекнуть его как в некоем нарушении долга в том, что он не хочет того, чего хотим мы -  тому, чтобы считать его априори обязанным разделять наши желания. Это была бы нелепая мания величия; и закономерно, что те, кто хочет все-таки сохранить понятие «объективной лучшести» вводят фигуру Абсолютного Бога - то есть в точности такого желающего субъекта, чьи желания волевым усилием (голой веры) объявляются именно что априори обязательными для того, чтобы все их делили и принимали как свои.  
И фигуру эту приходится делать несоизмеримой с миром и иносубстанциальной по отношению к нему - только тогда подобная претензия не будет с первого же взгляда казаться смешной и жалкой манией величия. Теперь на вопрос о том, «почему вы считаете всех обязанными разделять ваше личное желание /такого-то этическо-экзистенциального выбора /» можно отвечать: «Потому что этот выбор является не только делом нашего желания - мы-то не лучше и не авторитетнее других - но еще и желания Надмирного Абсолюта!» Слабым местом этого ответа является то, что высказывание это совершенно бездоказательно и сказать так может каждый (а многие действительно говорят).
 
Грубо говоря, на каком основании считать, что объективный этический абсолют вообще есть, а если есть, то как и где его искать? Это в точности вопрос о том, что мы обсуждаем. И ответить на первый вопрос вовсе нечего, а на второй - нечего, кроме того: "мы найдем его в том. что ощущаем как базу того, что нам нравится, и отвергнемся от того, что нам отвратительно". На каком ином основании мы осуждаем идейного садиста, кроме того, что всей "шкурой" ощущаем, что это зло и враг, что мы ХОТИМ его осуждать? Ни на каком ином, мы вообще можем его осуждать ТОЛЬКО потому, что этого хотим (принцип свободы воли, еще раз).  
Но такое основание для вывода упраздняет сам вывод. Какой же он абсолют, независимый от моего «хочу - не хочу»  /  "нравится - не нравится", если я его и опознал по этому самому критерию?
 
4. Косвенным подтверждением сказанному является то, что существо типа 0 - дэва или хорька - никто, пожалуй, не сочтет достойным _морального негодования_; тигра-людоеда можно возненавидеть, но на него нельзя быть в претензии и его нельзя счесть «плохим» или «объективно худшим», чем любое иное существо. Мир не обязан быть таким, чтобы нам нравиться.
А в чем наблюдаемая разница между существом типа 0 и Ницшекатило, чтобы относиться к ним по-разному? Как будто ни в чем.  
 
5. Все сказанное выше часто вызывает неприятие потому, что по нему выходит, что перед лицом Вселенной я объективно ничем не лучше Чикатило, и потому, что этический выбор тут возводится к _желанию_, к тому, что так хочется. Но последнее - пугает оно кого-либо или нет - носит несомненный характер, так как автоматом вытекает из аксиомы свободы воли. Так что с последствиями этого остается примириться.  Многим, правда, кажется, что это равнозначно принципу "что мне хочется, то и хорошо". Ничуть не бывало. Всякий свет есть электромагнитное колебание, но не всякое ЭМГ есть свет. Мы признаем нечто хорошим только потому, что нам так хочется, но из этого не следует, что "(все), что нам хочется, то и хорошо". Почему из того, что кодекс основан на желаниях, не следует, что всякое желание порождает кодекс? Да потому же, почему из того, что вирус - это такая программа, и антивирус - программа, не следует, что антивирус с вирусом не станет бороться.
Потому, что люди ХОТЯТ подавлять некоторые свои ЖЕЛАНИЯ. Желания противоречивы, есть базовые и не-базовые, сильные и слабые...
 
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Mogultaj
Administrator
*****


Einer muss der Bluthund werden...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4173
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #3 В: 10/23/03 в 17:27:21 »
Цитировать » Править

Что же касается сравнений с Чикатило, то и в самом деле, чем я лучше Чикатило? Перед лицом вечности, объективно - ничем не лучше, разумеется. А для каждого желающего субъекта я лучше или хуже в зависимости от принятой им системы координат. Но зачем мне быть лучше, чем он, перед лицом вечности, что мне это даст? Одно из желаний многих людей - резать и наслаждаться чужой болью как самоценности, другое - соблюдать принцип непричинения боли при прочих равных, третье - иметь кодекс, связанный с радостями и выживанием, четвертое - авторейтинговаться в глазах правдоподобно моделируемых окружающих (самоуважение; а такие окружающие не хотят, чтоб их резали: )), четвертое бис - иметь хороший рейтинг в глазах настоящих окружающих и не быть изгоем, явным или тайным, среди них, а разделять их жизнь и основные ценности (стайность); пятое - иметь душевный покой, считать себя хорошим самому независимо от них (позитивная самоидентификация); если первое и пятое намного сильнее всех прочих, человек и будет резать и не раскаиваться в этом, если нет - будет резать и раскаиваться или не будет резать... Оттого, что к списку этих желаний добавить, допустим, желание «быть в ладу с выбором, который ты же объявил категорическим объективным императивом этики», этот расклад нисколько не изменится: это желание оказывается не обязательно более сильным, чем остальные. И ничем этого не изменишь. Так зачем лишняя сущность в виде этого самого "объективного императива", являющегося к тому же химерой языка, какие преимущества она дает?
Зарегистрирован

Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
Ципор
Гость

email

Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #4 В: 10/23/03 в 17:39:51 »
Цитировать » Править » Удалить

Могултай, мне не нравится как ты меня обозвал. Smiley Какой я тебе Фабий?  Grin
 
Копирую ответ на вышеизложенное (кажется, на мой вопрос там не отвечено. Если чего пропустила - покажи)
 
**Но раз других оснований нет, то с равным авторитетом тот, кому хочется считать правильным ницшеанство, в такое же "объективно высшее начало" возведет принцип противоположный.
С _равным_ авторитетом. Кто ему придаст бОльший или мЕньший?**
 
Вынуждена согласиться. Похоже, действительно, сказать, что такая-то система лучше иной "независимо от наблюдателя" нельзя. Единственный вариант: говорить "с моей точки зрения..."  
Пойдем дальше. Почему "нельзя  
предъявлять этические претензии к расе/существу, которые данных принципов не придерживаются"? Я у тебя уже спрашивала: на основании чего ты выдаешь отрицательные этические характеристики тем-то и тем-то (например, ряду политических деятелей)? По логике процитированной фразы выходит, что ты можешь их выдавать только тем, кто разделяет твои взгляды. Smiley  
 
И еще (цитируемый абзац тут у тебя выглядит  чуть иначе, чем в привате, но смысл тот же)  
**Икс видит смысл своей жизни в том, чтобы всех при прочих равных мучить, чем больше, тем лучше.  
Игрек считает, что лучше было бы, чтоб Икс такого мнения не придерживался, и называет это мнение Икса отвратительным и несовместимым с тем, что Игрек готов терпеть рядом с собой.  
Но Игрек не считает, что Икс сам обязан (кому-то, в том числе себе) разделять это игрековое негативное отношение и считать, что лучше было бы ему, Иксу, от своего мнения отказаться. **
А почему? Сразу вношу поправку относительно непроцитированной части. Не "лучше для Икса", а "Икс был бы меньшим выродком, если бы...". См. выше.
« Изменён в : 10/23/03 в 17:42:48 пользователем: zipor » Зарегистрирован
Jeffrey Hawk
Живет здесь
*****


Хм...

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 303
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #5 В: 10/23/03 в 19:05:52 »
Цитировать » Править

Хм... Прочитал...
Т.е. лучше-хуже не действует? Типа субъективно...
Хорошо.
Система этики некоего субъекта А позволяет и даже приветствует причинение любым другим субъектам боли без всякой причины.  
Система этики субъекта Б налагает запрет на такие действия.  
Вопрос: способно ли существовать общество состоящее из субъектов типа А или им придется себя ограничить или исчезнуть? Я так понимаю, что придется ограничивать...
Т.е. система Б таки более рациональна и способствует выживанию Б...  
Чем не критерий? Либо объективно способствует выживанию и развитию или ему объективно мешает...
Есть вещи которые никак не сказываются. Они могут быть личным делом индивидов...  
 
Понятное дело, что при отсутствиии всезнания невозможно в полной мере объективно оценивать последствия для выживания, но совсем уж откровенные вещи ИМХО должны отбрасываться.
 
Джеффри.
Зарегистрирован

Успехов...

Джеффри.
Mablung
Гость

email

Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #6 В: 10/23/03 в 19:10:11 »
Цитировать » Править » Удалить

Process vybora very opisan (IMHO) v obshem verno
(ja lichno dejstvitel'no vybiral vo chto verit' sam , v ootvetstvii so svoej svobodnoj volej).
No vyvod delaetsja nevernyj,i vot pochemu.
Esli sledovat' tochno takoj zhe logike nelz'ja skazat' ,  
chto -1 < 1 - tak kak operacija sravnenija opredeljaetsja nezavisimo ot mestopolozhenija tochki otscheta - kak ne dvigaj 0 na osi X (sootvetstvenno znachenija -1 i 1 budut menjatsja ) pervoe chislo budet men'she vtorogo.
Eto raz.  
Ob objektivnosti my uzhe govorili - ee voobshe ne sushestvuet ili ee nalichie gde-by to ni bylo nedokazuemo v toj zhe stepeni , chto i sushestvovanie Absoljuta togo ili inogo tolka. Mozhete popytatsja ob'ektivno dokazat' sushestvovanuie mira - dokazhete  - poverju (a esli taki nachnete eto delat' - izrjadno posmejus').
Eto 2.
Voobshe pri takoj postanovke voprosa vse vyskazyvanija ravnocenny - t.k. opredelit' tochno ih istinnost' ili lozhnost' my ne mozhem.
(Hint - vot tut to uzh tochno operacija sravnenija vvedena bezotnositel'no tochki otscheta. Esli eto dopustit' - vse nalazhivaetsja , no proletaet ishodnyj tezis vashego soobshenija)
Eto 3.
 
Tak to vot.
Зарегистрирован
Бенни
Administrator
*****


б. Бенедикт

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2542
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #7 В: 10/23/03 в 19:15:39 »
Цитировать » Править

Джеффри, а зачем гражданам типа А выживать? Может, они не хотят. Или хотят, но садизм для них важнее. Если захотят выжить, ограничат садизм. Все равно все упирается в желания.
Зарегистрирован
Ertuile
Редкий гость
**


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 37
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #8 В: 10/23/03 в 21:30:28 »
Цитировать » Править

Да, корни этики лежат в законах природы - действительно, общество, состоящее из Чикатил, долго бы не продержалось.
Но: во-первых, большинство этических систем (особенно подразумевающих существование Абсолюта) не ограничивается подавлением только тех желаний, которые способны причинить кому-то боль. Вот заповедь «Не прелюбодействуй»: нарушение её способно причинить боль, если оно приведёт, допустим, к разрушению семьи, а какой вред способен принести красивый, пусть и мимолётный роман двум свободным людям?
Во-вторых: большинство этических систем ( а они- вещи довольно рыхлые, как правило, делятся на множество подсистемок – и во временном, и в пространственном срезе, потому меня сложно убедить в том, что существует единая христианская этика Smiley Smiley) так или иначе находит оправдания причинения боли и смерти – опять же, в рамках этих подсистемок.
Представим себе двух людей - оба взращены культурой христианской( хотя и не являются ортодоксами):
Мнение субъекта Икс: если человек оскорбил меня, я  имею право его убить (Ах, я козёл? А кувалдой по кумполу?) или рискнуть его жизнью и своей (Вы изволили сказать, что я козёл? Я требую сатисфакции! В четверг, в девять утра, на лугу за Лысым бугром…)
Мнение субъекта Игрек: если человек меня оскорбил, дело необходимо уладить мирно.
И как в таком случае доказать, что закон компромисса лучше закона попранной чести? Smiley
И ещё : как определить, насколько то или иное оправдание направлено на выживание и развитие?И - выживание чего? Всего общества или отдельной его части?
Зарегистрирован

Синица, летящая в небе, сразу становится журавлём. Журавль, которого держишь за клюв, автоматически превращается в синицу.
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #9 В: 10/23/03 в 21:40:12 »
Цитировать » Править

Вот заповедь «Не прелюбодействуй»: нарушение её способно причинить боль, если оно приведёт, допустим, к разрушению семьи, а какой вред способен принести красивый, пусть и мимолётный роман двум свободным людям?  
 
Нежелательную беременность. Заражение болезнями - вплоть до смертельных. Психическую травму - часто один из партнёров без другого уже буквально жить не может. Впрочем, эта заповедь, как и суббота, для человека, а не наоборот.  
 
И как в таком случае доказать, что закон компромисса лучше закона попранной чести?  
 
Закон компромисса позволяет обоим потенциальным дуэлянтам сохранить жизнь, их семьям - родных, обществу - активных членов, виду - способных к передаче генов индивидуумов... и т. д.
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Ertuile
Редкий гость
**


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 37
Однака Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #10 В: 10/23/03 в 21:57:10 »
Цитировать » Править

Лапочка: так и при езде на лыжах можно сломать позвоночник и причинить вред себе и горе своим родным. Однако лыжный спорт греховным не считается.
Что до попранной чести: увы, слишком долго люди по этим законам жили и отказались от такого решения вопроса сравнительно недавно, и то не все.
Вот ещё два этических принципа: патриотизм (лишь бы моя родина процветала!) и свобода. Часто слышишь, что Россия может процветать только при авторитарном усройстве. Положим, я в это не верю, но если оно так и есть? Какой из двух принципов принести в жертву?
Зарегистрирован

Синица, летящая в небе, сразу становится журавлём. Журавль, которого держишь за клюв, автоматически превращается в синицу.
Nadia Yar
Живет здесь
*****


Catilinarische Existenz

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 4759
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #11 В: 10/23/03 в 22:24:28 »
Цитировать » Править

Лапочка: так и при езде на лыжах можно сломать позвоночник и причинить вред себе и горе своим родным. Однако лыжный спорт греховным не считается.
Это смотря где и у кого; да и вероятность там погибнуть очень мала по сравнению с дуэлями.
 
увы, слишком долго люди по этим законам жили и отказались от такого решения вопроса сравнительно недавно, и то не все.
Но отказались же - слишком много людей гибло по пустякам. Вот Пушкин так бессмысленно погиб. И мы лишились того его творчества, которое ещё могло бы быть.
 
Вот ещё два этических принципа: патриотизм (лишь бы моя родина процветала!) и свобода. Часто слышишь, что Россия может процветать только при авторитарном усройстве. Положим, я в это не верю, но если оно так и есть? Какой из двух принципов принести в жертву?
Ни один из них. Если тщательно разобраться, то увидишь, что разумный авторитаризм дал бы россиянам не меньше свободы, чем у них есть сейчас, скорее больше - прибавилась бы свобода от опасных бандитов, грабителей-"олигархов", войн и экзистенциального страха. А вообще в таких случаях  выбирать тот принцип, от которого бОльшее количество сограждан выиграет.  
 
Кстати, не надо удивляться, что демократия в России - такая катастрофа. Её почти никто и не пытался действительно построить по западному образцу. Если бы пытались - получилось бы куда лучше.
Зарегистрирован

Я предлагаю для начала собраться, определить виноватых, расстрелять, а уж потом разбираться. (с)

Мой ЖЖ.
Ertuile
Редкий гость
**


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 37
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #12 В: 10/23/03 в 22:38:35 »
Цитировать » Править

По поводу лыжного спорта: я не с дуэлями его сопоставляла, а с романтическими приключениями Smiley
 
Пушкин мог и отказаться от дуэли, сохранить себя для семьи и для поэзии. Однако поплатился жизнью во имя предрассудка.
Насчёт разумного авторитаризма : если под ним подразумевать отсутствие жёсткого идеологического контроля и экономический контроль только в наиболее важных государству отраслях, стимулирование инициативы - то я с тобой полностью согласна.
Построить по западному образцу - не пытались . Прежде всего сами граждане Smiley
Зарегистрирован

Синица, летящая в небе, сразу становится журавлём. Журавль, которого держишь за клюв, автоматически превращается в синицу.
smrx
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1140
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #13 В: 10/24/03 в 00:55:06 »
Цитировать » Править

Quote:

Но: во-первых, большинство этических систем (особенно подразумевающих существование Абсолюта) не ограничивается подавлением только тех желаний, которые способны причинить кому-то боль.

Так это не достаточное условие, а необходимое. То есть без него ни одна этика не обойдется. Но это не значит, что других принципов в этике не может быть.
Зарегистрирован
smrx
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1140
Re: Объективная этическая  «лучшесть»??
« Ответить #14 В: 10/24/03 в 00:59:06 »
Цитировать » Править

Кстати, а как тогда быть с этикой сатанистов? Там же такого принципа, по крайней мере в явной форме нет. По сути там основной принцип - не делать глупых поступков, он правда очень часто совпадает с принципом немаксимизации боли, но не всегда.
« Изменён в : 10/24/03 в 01:01:10 пользователем: smrx » Зарегистрирован
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.