Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
01/03/25 в 05:13:45

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Cатана в иудаизме »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Общие вопросы и древняя история
   Cатана в иудаизме
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Cатана в иудаизме  (Прочитано 7835 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Cатана в иудаизме
« В: 04/13/05 в 08:33:57 »
Цитировать » Править

Итак, впервые данное слово появляется в книге Числа.  Там где речь идет о Валааме и его ослице с внезапно проявившейся второй сигнальной:
«И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его» (Числа, 22:22).
Воспрепятствовать/помешать - l'satan.
Именем или должностью это становится в книге Иова:
"И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее." (Иов, 1:6,7)

"Сыны Божии" - это Б'ней Элохим, ангелы.  Сатана пришел "между ними".  То бишь, он один из Б'ней Элохим.   Самостоятельной властью он не обладает - "но простри руку Твою и коснись всего, что у него..."  (Иов, 1:11).
Если нас смущает модус операнди сатана или Сатана, то у нас есть более ранний пример с тем же МО.  Причем тут действующее лицо четко названо частью Воинства Небесного:
"И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе." (Третья Царств, 22:19-23)
 
Продолжение следует
« Изменён в : 04/13/05 в 08:44:51 пользователем: Antrekot » Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
V.A.Gonsky
Живет здесь
*****


Стрелочник

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2062
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #1 В: 04/13/05 в 10:27:08 »
Цитировать » Править

А откуда взялся Сатана в каббалистической традиции? Неужели опосредованно (через ислам, скажем) от Иоанна?
Зарегистрирован

Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #2 В: 04/13/05 в 11:11:39 »
Цитировать » Править

В каббалистической традиции имело место серьезное смешение.  Вообще, дуализм как таковой показывал рожки еще с Вавилонского пленения, но тут четко прослеживается и христианское влияние  - отождествление Сатана и змия (впрочем, не всеми и не везде).    
Но есть маленькое но.  Сатан, которого каббала обычно отождествляет с Самаэлем ("яд Б-га") - это все-таки существо на службе, а не противник или соперник.
Он триедин.  Во-первых, он "йецер а-ра" - недоброе начало внутри человека, искуситель, во-вторых, ангел-обвинитель, представляющий Богу человеческие грехи и, в третьих, ангел смерти "малах а-мавет".
Вот, кстати, типичная хасидская история с участием данного фигуранта Smiley.
http://www.chassidus.ru/library/wiesel/baal_shem_tov.htm
 
Да, обратим внимание.  В книге Иова сатана у нас неопределенный ha-satan.
А вот Сатаной определенным он становится в книге Захарии.  О которой позже.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
V.A.Gonsky
Живет здесь
*****


Стрелочник

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2062
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #3 В: 04/13/05 в 11:57:32 »
Цитировать » Править

Насколько я понимаю, есть и еще одна "ипостась" - вселенский разрушитель, подпортивший изначально мироздание (помешав соединиться Сыну и Дочери и даже изнасиловав, действительно или мнимо, последнюю).
А это уже, вроде бы, ближе к бунтующему ангелу, чем то, что Вы перечислили.
« Изменён в : 04/13/05 в 12:04:53 пользователем: V.A.Gonsky » Зарегистрирован

Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
Бенни
Administrator
*****


б. Бенедикт

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2542
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #4 В: 04/13/05 в 12:02:34 »
Цитировать » Править

Антрекот, можно дополнить? В 1 книге Паралипоменон (Хроник) 21.1 дух, внушивший Давиду идею переписи, прямо назван тем самым словом.
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #5 В: 04/13/05 в 12:21:53 »
Цитировать » Править

Да, я как раз этот кусочек собираю.  Но там еще веселее, потому что цитаты - две. Smiley
Вот первая:  "И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян." (1-я Пралипоменон 21:1)
А вот _вторая_: "Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду."(2-я Царств 24:1)
То есть получается либо, что в данном случае сатана и есть Господь персонально, или что сатана был орудием оного Господня гнева.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Emigrant
Administrator
*****


Из Новой Хазарии пишут:

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2914
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #6 В: 04/13/05 в 12:29:19 »
Цитировать » Править

В книге "Хасидские предания" Мартина Бубера есть такой рассказ:
 
Однажды Баал Шем призвал к себе Саммаэля*, владыку демонов, по какому-то важному делу. Владыка демонов зарычал на него: "Как посмел ты вызывать меня! До этого меня вызывали всего три раза: к Древу Познания, при создании золотого тельца и в час разрушения Иерусалима".
 
Баал Шем повелел ученикам показать свои лбы, и на каждом из них Саммаэль увидел знак образа Божия, по которому был сотворен человек. Поэтому он исполнил все, о чем Баал Шем попросил его. Но перед тем, как покинуть Баал Шема и его учеников, Саммаэль обратился к ним с просьбой: "Сыновья Бога Живого, позвольте мне еще немного побыть в вами и посмотреть на ваши лбы".
 
* Саммаэль - постбиблейское имя Сатаны, принца демонов.

 
 
« Изменён в : 04/13/05 в 12:30:22 пользователем: Emigrant » Зарегистрирован

Human beings were created by water to transport it uphill. (c) /usr/bin/fortune
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #7 В: 04/13/05 в 12:38:39 »
Цитировать » Править

Вася, дело в том, что этот вариант мне пока встречался только у Шахака (у Вас, судя по формулировке, он тоже оттуда), а Шахак это ... крайне недостоверный источник.  Примерно как Богатка. Smiley
Это не значит, что он ошибается или передергивает _в каждом_ случае, но работать с его положениями нельзя, нужны другие источники.
Я ищу.
 
С уважением,
Антрекот
 
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
V.A.Gonsky
Живет здесь
*****


Стрелочник

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2062
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #8 В: 04/13/05 в 15:03:25 »
Цитировать » Править

The angel Samael is also important in Kabbalah. Scholem shows (in "The Origins of the Kabbalah") that in early medieval Kabbalah, Samael retained some of the characteristics of the Gnostic demiurge Ialdebaoth (the blind god), and derives the name from "sami", meaning "blind". He is attributed consistently to the planet Mars and the sephira Gevurah, and is the source of all the nastiness in the world. He appears in various guises as the Dark Angel and the Angel of Death. The suffix -el betrays his divine origin, and Kabbalists have been divided between placing him at the head of a demonic hierarchy (alongside his wife Lilith), and viewing him as an unpleasant but necessary component of creation. Samael is identified with the serpent in the Garden of Eden, a tempter and a poisoner of life.
http://www.digital-brilliance.com/kab/faq.htm
Насчет Шехины и ее взаимоотношений с Самаэлем см. здесь: http://www.adelaidegrid.warp0.com/photo2.html
Зарегистрирован

Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #9 В: 04/13/05 в 15:41:38 »
Цитировать » Править

Вася, спасибо, но тут опять какие-то сложности.
По встречавшимся мне источникам Самаэль - это "сам шель эль" - "яд Б-га".
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
V.A.Gonsky
Живет здесь
*****


Стрелочник

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2062
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #10 В: 04/13/05 в 15:45:01 »
Цитировать » Править

Впрочем, непохоже, чтобы этимология имела какое-то значение для концепции.
« Изменён в : 04/13/05 в 15:51:12 пользователем: V.A.Gonsky » Зарегистрирован

Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #11 В: 04/13/05 в 16:27:26 »
Цитировать » Править

on 04/13/05 в 15:45:01, V.A.Gonsky wrote:
Впрочем, непохоже, чтобы этимология имела какое-то значение для концепции.

Cама по себе - нет. Просто если это не разные теории, а ошибка, то падает общий индекс доверия к документу.
А у меня недостаточно знаний по вопросу, чтобы разобраться навскидку.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
smrx
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1140
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #12 В: 04/14/05 в 01:19:07 »
Цитировать » Править

Вот ссылка на статью Руслана Хазарзара (ссылка на его книгу "Сын Человеческий" уже была на форуме), где он приводит все места из Библии, в которых упоминается имя сатан(а):
http://khazarzar.skeptik.net/books/satana.zip
 
В zip файле pdf, вирусов там нет. Статья в pdf видимо потому, что там используются древнееврейские и греческие шрифты.
 
Кстати на сайте Руслана Хазарзара есть большая подборка источников по библеистики, но большая часть на языке оригинала:
http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm
Зарегистрирован
V.A.Gonsky
Живет здесь
*****


Стрелочник

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2062
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #13 В: 04/14/05 в 11:17:33 »
Цитировать » Править

Упоминание об ангелах-отступниках есть во 2 Книге Еноха, http://tower.vlink.ru/apocryph2/enoh.shtml
также кое-какие следы можно усмотреть в кумранских свитках - там где речь идет о Стражах, соединявшихся с дочерьми человеческими (и принесшими соответствующую клятву), за что они и были наказаны  
http://tower.vlink.ru/kumran/book_enoh1.shtml
а также в описании Войны Сынов Света с Сынами Тьмы.
http://tower.vlink.ru/kumran/suns_of_light.shtml
По-видимому, история о Сатане как о падшем ангеле возникла под зороастрийским влиянием и из битвы Добра и Зла преобразовалась в битву со злобным ангелическим началом.
« Изменён в : 04/14/05 в 11:19:37 пользователем: V.A.Gonsky » Зарегистрирован

Люди которые не говорят глупостей ни про евреев, ни про церковь, встречаются нечасто, и за них я стараюсь держаться и брать с них пример во всём, не ошибешься ©
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Cатана в иудаизме
« Ответить #14 В: 04/14/05 в 12:58:31 »
Цитировать » Править

Очень похоже на то, дух правды и дух лжи - это тоже ессейское изобретение.
 
И последний кусок:  
Вот здесь мы наблюдаем нечто, внешне напоминающее евангельскую концепцию.
"И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.  
И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?" (Захария 3:1-2)

Но тут начинаются некоторые сложности.
Вульгата переводит этот пассаж так же - "чтобы противиться", а вот в переводе _Торы_ используется иное значение - "обвинять".  
То бишь, в иудейском варианте Сатана занят своими стандартными прокурорскими обязанностями.
Кстати, оборот "по правую руку" - стандартный.  
"Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь." (Псатлтирь, 16:8)
"Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его."(Псатлтирь, 109:6)

Кстати, тут мы опять налетаем на прелести греческого перевода, поскольку в оригинале там никакого диавола, конечно, нет, а есть там все тот же сатан (В Вульгате, впрочем, его сохранили - constitue super eum impium et Satan astet a dextris eius).  
"ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его."(Псалтирь 109:31)
То есть с правой стороны стоит тот, кто определяет судьбу.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.