FAQ по "вавилонской этике"
Терминология
Догма
- положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и
неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной
веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического
доказательства и проверки на практике.
Аксиома
- положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой
теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в
основе доказательств других предложений этой теории. Обычно в качестве А.
выбирают такие предложения рассматриваемой теории, которые являются заведомо
истинными или могут в рамках этой теории считаться истинными.
Итак, догма существует как истина "вообще" и не допускает
критического подхода. Аксиома принимается как таковая _в рамках определенной
теории_ и может быть естественно пересмотрена, как и прочие элементы теории.
При этом аксиома может быть пересмотрена не сама по себе, а только вместе со
всей теорией, и если аксиомы изменились, то все построения теории вновь
пересчитываются и доказываются с самого начала.
То есть, если мы приняли Х=5, получили 2*Х=10, то потом мы не можем оставить
2*Х=10, но заявить, что мы пересмотрели начальные условия, и Х=6.
Принцип Вавилонской Блудницы (ПВБ)
- люди, разделяющие этот принцип, считают, что общество существует для
обеспечения максимального комфорта, безопасности, свободы и удовольствий своих
членов (т.е., говоря в целом, возможностей их наиболее надежного и приятного
выживания и наиболее полного удовлетворения их желаний).
Альтернативная формулировка, принадлежащая Патриарху Алексию:
«Идеальное общество, согласно данным представлениям, призвано прежде всего
обеспечивать всем своим членам максимально комфортную в материальном смысле
жизнь, а также образование, доступ к интеллектуальным ресурсам. При этом
личность не должна ни в чем самоограничиваться, за исключением посягательств на
другую личность, выраженных в достаточно явных формах и уголовно наказуемых»
(с)
(следует добавить, что эта личность должна самоограничиваться еще и тогда,
когда это будет необходимо для функционирования самой системы, обеспечивающей
все вышеприведенные цели)
Рационал-релятивизм
- подход, оценивающий мир с точки зрения верифицируемого опыта и логики
(рационализм) и полагающий, что ценность всякой вещи выражается через иные вещи
- то есть, не существует абсолютной точки отсчета (релятивизм).
Сверхценность
- ценность, являющаяся безусловным (то есть, не зависящим от чего-либо)
приоритетом по отношению ко всем иным ценностям. Прочие ценности получают свое
значение на "шкале приоритетов" индивида в соответствии с тем, мешают ли они
или помогают следованию сверхценности.
Теоцентризм
(от греч. theos - Бог и лат. centrum - центр) - теологическая концепция,
полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего.
Идеоцентризм
- мировоззрение, в основе которого лежит некая корневая идея, рассматривающаяся
как источник истины об окружающем мире и как руководство к действию внутри
этого мира. Соответствие этой идее внутри мировоззорения является
самоценностью.
Антропоцентризм - в настоящий момент убеждение, что
человеческие ценности, потребности и интересы имеют безусловный приоритет по
отношениям к ценностям, потребностям и интересам любых вне- и над- человеческих
субъектов и объектов (будь то интересы божества, философской концепции или
государства, взятого не как инструмент, а как самоценность).
Вопросы и ответы
Q:
Как понимать вавилонский принцип "уменьшения боли и увеличения радости"? О чьей
боли и радости речь?
А:
Принцип этот означает, что человек, его придерживающийся, при прочих равных
будет выбирать образ действий, который будет уменьшать количество боли "на
единицу площади", и увеличивать количество радости. Не только своей. Перевести
на более простой язык это можно так: "Если ты в состоянии сделать добро -
сделай. Если можешь избегать причинения зла - избегай".
Q:
Значит ли определение рационал-релятивизма, что рационал-релятивист отвергает
использование интуиции, и не опирается в своих суждениях на недостаточно
проверяемые соображения.
А:
Не значит. Но рационал-релятивист отдает себе отчет в том, что они недостаточно
проверяемые, и берет на это поправку в своих действиях. Например, невозможно
осудить человека на основании того, что интуиция подсказывает судье, что он
преступник :)
Q:
Совместимы ли Вавилон и сверхценничество? Если да, то как?
А:
Вавилонское мировоззрение со сверхценным несовместимо, поскольку в определение
"вавилонизма" входит непризнание сверхценностей (рационал-релятивисткий подход
– цена каждой веши измеряется в других вещах; не сушествует безусловного,
обязательного для кого-либо, кроме самого индивида, приоритета). Но в рамках
"вавилонского" государства может сушествовать любое количество организаций или
индивидов, исповедуюших сверхценническую идеологию. До тех пор, пока их
деятельность не противоречит законам страны, их убеждения являются их личным
делом.
Q:
А почему вы думаете, что люди будут эту Клятву выполнять? Что им мешает её,
э-э, проигнорировать? Или силой будете заставлять?
А:
В любом обществе существуют индивиды, которые не считают нужным соблюдать
законы – или, иначе говоря, придерживаться общественного договора. Для защиты
законопослушных граждан общество вынуждено принимать меры по предотвращению
противозаконной деятельности. Этот подход одинаков, независимо от того, к
какому типу принадлежит общество. До тех пор, пока большинство граждан
заинтересовано в соблюдении договоров и законов (*) – обществу нечего
опасаться. А то, что кого-то приходится "заставлять силой" выполнять закон ,
само по себе не является ничем ужасным: вора, к примеру, тоже приходится
заставлять соблюдать закон. :) Весь вопрос в том, КАКИЕ законы требуется
соблюдать.
(*) При условии, что сами эти законы отвечают вавилонской норме и
представлениям общества о справедливости, и в обществе есть механизм (не
обязательно демократический) изменения тех законов, которые этим представлениям
более не отвечают. (При этом, планка может идти только вверх - в сторону
увеличения прав и свобод.)
Утверждение: "Если нет некого универсального закона,
которому обязаны подчиняться все люди, то нет никаких оснований одобрять или не
одобрять их поведение.
Если не верить в универсальный критерий, то невозможно утвеждать, что
конкистадоры объективно неправы - потому, что в этом случае не существует такой
вещи, как объективная правота или неправота. Существуют только ИМХИ, а другие
люди Вашим или моим ИМХАМ неподсудны и никаких обязательств они на них не
налагают."(c)Сергей Худиев
Ответ: В этом утверждении имеет место недоразумение.
Действительно, в отсутствии универсальной этики невозможно утверждать, что Икс
неправ объективно. (Надо заметить, что универсальной этики не существует
вообще. Христиане предлагают в качестве нее законы Бога, но почему законы Бога
должны быть обязательными для людей? И этот же вопрос можно задать относительно любой
этической системы, претендующей на универсальность. ) Но при этом свободно
можно утверждать, что Икс неправ с точки зрения некой этической системы.
Конечно, это осуждение ни к чему не обязывает Икса. Но его ни к чему не
обязывает и осуждение, исходящее из уст сторонников "универсальной этики" -
если Икс сам этой этики не придерживается. :)
|