Mogultaj Постоянный
посетитель
Moscow
|
Айрен
Наю:
Мне кажется, Ваша гипотеза была бы обснована, если
бы (а) Толкиен и без того не выдвинул бы вполне формально и
развернуто концепцию падения, в которой орки не упоминаются -
ибо им неоткуда "падать"; (б) если бы Толкиен ОДНОВРЕМЕННО
(как это желаю я при "историческом" подходе) видел в орках
плавильный котел разных рас. Но он всякий раз искал для орков
ОДИН источник в Эа (в крайности, с прибавлением компонента
злых майар извне Эа) - ТО ЛИ людей, ТО ЛИ эльфов, ТО ЛИ
животных, ТО ЛИ считал их кремниевыми биороботами. Скажем,
биороботами он их считал не тогда, когда ставил вопрос о
живоьных. А в пределах своих эссе КОЛЕБАЛСЯ от одних мнений к
другим, но никогда не СОЧЕТАЛ их.
Что влияло на эти
колебания? Думаю, не концепция падения, а проблема, не
решаемая в пределах земной теологии, ему привычной: с точки
зрения католической теологии, законченным злом являются только
ДУХИ (Дьявол и адские духи, ставшие на его сторону, а также
души людей, окончательно избравших Ад). Живые, неразрывно
связанные с телами, таковым злом быть не могут. Нежизнь,
псевдожизнь же вообще не может быть ни злой, ни доброй.
Газовые камеры не злы. Орки по сценарию должны были быть
законченным злом, а притом они живые и плотские (их личность,
есть ли у нее феа или нет, жестко связана с телом). Вот и
искал Толкиен, как же и от кого же это такое может пойти, и
никак не мог доискаться, именно потому, что в рамках привычной
ему теологии такого не бывает вообще. Либо бесы, то есть не
связанные жестко с телом духи, либо не законченное
зло...
|