Форум Арды-на-Куличках : Powered by vBulletin version 2.2.9 Форум Арды-на-Куличках > Уделы > Удел Могултая > Кот, бегущий между Солженицыным и Шаламовым
Страниц (2): [1] 2 »  
Автор
Обсуждение
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

Кот, бегущий между Солженицыным и Шаламовым

Когда «Один день Ивана Денисовича» вышел в «Новом Мире», Варлам Шаламов послал Александру Солженицыну очень теплое, восхищенное письмо. Он писал о художественном совершенстве повести, о достоверности, о точном проникновении в психологию персонажей. Смущали его только некоторые, не совпадавшие с его собственным опытом, частные подробности лагерного быта. Например, Шаламову было не понятно, зачем Шухову ложка – ведь суп и каша такой консистенции, что можно пить через борт. Или
...около санчасти ходит кот – тоже невероятно для настоящего лагеря, - кота давно бы съели. (Шаламов 1994: 65)
Действительно, в «Колымских рассказах» самого Шаламова больничная кошка дважды кончает свои дни в супе.
В нервном отделении блатные поймали кошку, убили и сварили, угостив дежурного фельдшера... Фельдшер съел мясо и ничего не сказал о кошке. Это была кошка из хирургического отделения. (425)

Ни уголовники, ни уж тем более фельдшер, в больнице не голодали. Но память о прошлом голоде, – замечает Шаламов – была слишком сильна, чтобы позволить нескольким килограммам мяса ежедневно проходить мимо.

Иван Денисович Шухов тоже несет в себе память прошлого голода.
Однако даже в его чрезвычайно практическом, поглощенном постоянной мыслью о еде, сознании, кот – это все же аппарат для ловли мышей, а не доступный источник калорий. То же самое, вероятно, относится и ко всем шуховским товарищам по несчастью – вплоть до шакала Фетюкова – в противном случае, больничный кот погиб бы задолго до начала повести.

Такого рода расхождения можно объяснять тем обстоятельством, что Шаламов был много больше Солженицына предрасположен к гиньолю и куда меньше его склонен доверять роду человеческому (или тем фактом, что у Шаламова, в бытность его фельдшером лагерной больницы, действительно съели приписанную к отделению кошку). Куда интереснее другое – в письме Солженицыну Шаламов пишет, что присутствие кота невероятно для настоящего лагеря. Таким образом, с точки зрения Шаламова, лагерь «Одного дня Ивана Денисовича» не является настоящим.
Вердикт этот выглядит, по меньшей мере, странно. Описанный в повести каторжный лагерь существовал в действительности; Солженицын провел в нем три года, работая – как и Иван Денисович – в бригаде каменщиков. Большая часть персонажей списана с реальных лиц и наделена подлинными биографиями и лагерными «делами».

Самое простое объяснение – это то, что для Шаламова, с его семнадцатилетним сроком и опытом работы «на золоте», хождения Ивана Денисовича по мукам - это не квинтэссенция лагеря, а, по меткому выражению Ахматовой, «бой бабочек». Однако в этом случае Шаламов вряд ли стал бы восхищаться «глубиной, тонкостью и верностью» солженицынского текста.
Так что же в «Одном дне Ивана Денисовича» заставило Шаламова назвать изображенный там лагерь «ненастоящим»?
Для чистоты эксперимента, я предлагаю вынести за скобки все внелитературные обстоятельства и рассматривать соотношение «Одного дня...» с реальностью основываясь исключительно на самом тексте и авторских комментариях к нему.

В своем интервью для BBC Солженицын рассказывал, как он решил написать «Один день Ивана Денисовича».
Я спросил себя – как я могу изобразить нашу лагерную жизнь во всей ее полноте. По существу, достаточно тщательно описать один день, со всеми его бытовыми подробностями, сделав центром повествования самого обычного работягу – и тем отразить все наше существование. (Solzhenitsyn 1983: 155)

Отсюда видно, что Солженицын поставил себе традиционную задачу реализма – воспроизвести некое явление (как то, лагерную жизнь во всей ее полноте) изобразив типический характер – обыкновенного работягу – в типических обстоятельствах обычного дня.

Каковы же, согласно Солженицыну, эти обстоятельства?
В статье «Иван-работник» Гэри Керн отмечает, что блоки информации в «Одном дне» не столько складываются, сколько опровергают друг друга.
Это работает примерно так: сначала автор задает некий параметр, например, пайку, приводит связанные с ней правила – время еды – и ограничения – скажем, вес. ... Потом автор указывает на дополнительное ограничение (пайка урезана), и еще одно, и еще одно, пока читатель не остается с неизмеримо малой величиной. (Kern 1977: 6)
К наблюдению Керна можно только добавить, что этот ступенчатый, арифметический подход затрагивает не только фон, но и структуру сюжета.

Почти любое событие в повести существует как набор сценариев.
В начале «Одного дня...» Шухов не успевает встать по подъему и получает от бдительного надзирателя Татарина три дня кондея «с выводом». Из внутреннего монолога Шухова читатель тут же узнает, что Иван Денисович еще легко отделался.
[I] С выводом на работу - это еще полкарцера, и горячее дадут, и задумываться некогда. Полный карцер - это когда без вывода./I]
В карцер Шухов не попадет – Татарин просто хотел, чтобы тот помыл полы в надзирательской. Тем не менее, в течение обычного - да что там, счастливого – дня Иван Денисович едва избегает карцера по меньшей мере пять раз – за то, что попался невовремя на глаза надзирателю, за кражу толя, за то, что задержался на работе после отбоя, за то, что подобрал железку, и за маленький острый ножик, на лагерном жаргоне называемый «десять суток» - ибо именно столько суток карцера получит тот, у кого его найдут. При этом, читатель уже знает, что десять дней карцера – «это значит на всю жизнь здоровья лишиться. ... Туберкулез, и из больничек уже не вылезешь. А по пятнадцать суток строгого кто отсидел -- уж те в земле сырой.»
Миновавший Шухова карцерный срок материализуется несколькими страницами позже, обрушившись на еще необкатанного лагерем кавторанга Буйновского. (Можно даже предположить, что кавторанг существует тут как за-меститель, суррогат Шухова, и что везение Ивана Денисовича заключается в основном в том, что повествователю нужна постоянная точка фокуса для Erlebste Rede.)

Каждое событие, каждое действие Шухова, сопровождается комментарием, вколачивающим в сознание читателя, что могло быть хуже.
Шуховская пайка не дотягивает до положенных 550 грамм? Ну так и обрезали-то всего 20 грамм – а могли больше. Бригаду Шухова посылают работать на заброшеную ТЭЦ, где шлакоблоки надо поднимать на второй этаж вручную, а оконные и дверные проемы нужно срочно забить толем, чтобы не замерзнуть. Но Шухов счастлив – не послали их на соцгородок, копать яму под фундамент на замерзшей равнине, где «ни укрыва, ни грева».
И в конце повести Шухов благодарно перечисляет все несчастья, которые с ним в тот день не произошли.

Old Post 08.05.2003 12:33
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

Исследуя лагерные обстоятельства «Одного дня», мы могли бы сбросить со счетов исключительное везение Шухова, признав его – как уже было сказано выше – необходимым элементом сюжета. (Само название «Один день Ивана Денисовича» подразумевает, что уж этот день з/к Шухов как-то прожил.) Мешает нам это сделать одно обстоятельство – безымянный каторжный лагерь, где происходит действие, тоже задан в тексте, как чудо среди лагерей.

На всем пространстве повести рассказчик как мальчик-с-пальчик рассыпает упминания о бытовом лагере Усть-Ижме, где з/к не носили номера, получали деньги за работу и могли писать письма хоть каждый месяц. Кроме того, там
. бригады оставляли в лесу на ночь, пока не выполнят норму (в каторжном лагере съем - закон);
. блатные грабили и убивали «политических» (единственный уголовник в шуховском бараке представлен как редкость, достойная отдельного упоминания);
. люди мерли как мухи от цынги и недоедания (в «Одном дне Ивана Денисовича» вообще никто не умирает; для самого Ивана Денисовича, оставившего половину зубов в Усть-Ижме, цынга – только страшное воспоминание, а никак не текущая реальность.);
. арестовывали за любую мелочь и давали новый срок
Чем в каторжном лагере хорошо - свободы здесь от пуза. В усть-ижменском скажешь шепотком, что на воле спичек нет, тебя садят, новую десятку клепают. А здесь кричи с верхних нар что хошь -- стукачи того не доносят, оперы рукой махнули.

Практически любой предмет в повести отбрасывает тень Усть-Ижмы, так что к середине текста читатель уже готов спокойно воспринять шуховский вердикт:
Тут - жить можно. Особый - и пусть он особый, номера тебе мешают, что ль? Они не весят, номера.

Более того, читатель почти немедленно получает видимые доказательств того, что дела – и так сравнительно неплохие – явно идут в гору.
Знаменитая сцена кладки кирпича внезапно прерывается появлением десятника Дэра, который тут же – и, надо сказать, совершенно справедливо – обвиняет бригаду в краже толя. Из-за этого толя бригадир может получить второй срок, а бригада остаться без бригадира. Однако, Дэру приходится ретироваться, ибо бригадир Тюрин и его помощник Павло очень внятно объясняют ему, что если десятник донесет, ночи ему не пережить. Тут же читателю сообщают, что подобный оборот событий не такая уж неожиданность.
И правда, чего-то новое в лагере началось. Двух стукачей известных прямо на вагонке зарезали, по подъему. ... Чудно... Такого в бытовых не было. Да и здесь-то не было...
«Да-а. Вот она, кровь-то резаных этих... Троих зарезали, а лагеря не узнать.» - удовлетворенно думает Шухов.
Конечно, в лагере, где возможно такое, присутствие больничного кота – в порядке вещей.

Таким образом, мы можем заключить, что «типические обстоятельства» «Одного дня...» на самом деле далеко не типичны. Они чрезвычайно благоприятны – и автор всячески привлекает внимание читателя к этому факту.
Что мы можем сказать о «типическом характере»?
Внешне Иван Денисович – чуть ли не эталон з/к. Крестьянин из деревушки Темгенево, взятый в плен на северо-западном фронте, бежавший, добравшийся-таки до своих – и естественно получивший 10 лет как немецкий шпион. «Простой работяга» Шухов живет в лагере умением и смекалкой. Придерживаясь, однако, довольно жесткого кодекса. Когда миску овсянки, которую Шухов «закосил» в столовой, помбригадира отдал кавторангу Буйновскому, Иван Денисович думает – «правильно, что капитану отдали. Придет пора, и капитан жить научится, а пока не умеет.» Работая на стене, он автоматически берет поправку на то, что сосед его – Сенька Клевшин – слаб и неопытен, и делает часть работы за него. Шухов единственный человек в бригаде, для кого хорошо сделанная работа ценна сама по себе. Задерживаясь на развод, чтобы проверить, правильно ли уложены шлакоблоки, Иван Денисович фактически рискует жизнью. Подобное отношение к труду не свойственно никому из его собригадников.

Впрочем, Солженицын довольно прозрачно указывает на происхождение шуховской трудовой этики. Сталкиваясь с очередным лагерным безобразием, Шухов всякий раз вспоминает коллективизацию – она для него символ развала и преступного небрежения, губительного для человека, земли и традиций. Шухов не просто крестьянин. Он – сохранившийся в вечной мерзлоте реликт предыдущей эпохи. Иван Денисович – это пресловутый «крепкий хозяин», чье отношение к труду отделяет его не только от собригадников, но и от односельчан – ибо они, в отличие от Шухова, пошли в ногу с новым временем. Достаточно вспомнить то недоумение, с которым Иван Денисович читает письмо от жены, рассказывающее о колхозном неустройстве и о новом огневом ремесле – окраске ковров по трафарету, ради которого деревенские бросили традиционные промыслы.
Легкие деньги - они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь.

Создается впечатление, что Иван Денисович является типическим характером разве что в терминологии соцреализма, где говорили «типический», а подразумевали «идеальный».
Впрочем, «ненастоящесть» Ивана Денисовича имеет еще одну сторону. Так же как баптист Алешка – это в некотором роде ипостась Алеши Карамазова (которго Достоевский и собирался отправить на каторгу за чужую вину), Иван Денисович Шухов вместе с левым горетым валенком в значительной мере обязан своим происхождением Льву Толстому. Многие исследователи отмечали, что Шухов – близкий родственник Платона Каратаева и капитана Тушина – и в еще большей мере Наташи Ростовой. Эпизод в лагерной больничке, когда Шухов не опознает в том, что пишет фельдшер Вдовушкин, стихи:
Николай писал ровными-ровными строчками и каждую строчку, отступя от краю, аккуратно одну под одной начинал с большой буквы. Шухову было, конечно, сразу понятно, что это - не работа, а по левой, но ему до того не было дела.
представляет собой парафраз знаменитой сцены в «Войне и мире», где Наташа впервые в жизни посещает оперу. Хотелось бы добавить, что этот эпизод романа был сначала поднят на щит Шкловским, как классический пример «остранения», а потом введен во все школьные учебники, как образец литературного мастерства Толстого. Таким образом, круг читателей, способных опознать цитату, был достаточно широк и включал в себя даже людей никогда не читавших «Войну и мир».
Итак, «типичный работяга» оказался на поверку столь же демонстративно исключительным явлением, что и «среднестатистический лагерь».

Old Post 08.05.2003 12:38
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

Нам кажется, что причина этих несоответствий может лежать в намерении Солженицына воссоздать «лагерную жизнь во всей ее полноте». Солженицын попытался в рамках повести воспроизвести существо системы, внеположеной тому миру, в котором существуют его читатели. (После 8 лет лагеря Шухов не может общаться с собственной семьей.) В «Одном дне Ивана Денисовича» Солженицыну нужно было создать протокол для трансляции нечеловеческого лагерного опыта в нечто, доступное человеческому восприятию.
Мы хотели бы предположить, что метод, которым воспользовался Солженицын, по структуре напоминает тот прием, при помощи которого Джонатан Свифт некогда описывал разницу в масштабе между Гулливером и лилипутами. Свифт указывал, сколько лилипутских коров ел Гулливер на обед, а Солженицын приводит данные о том, сколько может работать человеческое существо в обмен на 200 грамм некачественного хлеба. «Двести грамм жизнью правят. На двести граммах Беломорканал построен.»

С первой фразы (подъем пробили в 5 утра и звук с трудом прошел сквозь стекла, намерзшие на два пальца) Солженицын начинает присваивать лагерные значения общеупотребительным словам – таким как «хлеб», «утро», «температура».
Причем, значения, которые автор присваивает всем объектам и событиям повести – в том числе и самой повести – в качестве узуса, даны не как некий единый параметр, а как батарея возможностей. Так, наличие маленького острого ножика имеет в диапазоне значений 10 суток карцера с последующим туберкулезом и два куска печенья с ломтиком колбасы.
На определенном уровне «Один день Ивана Денисовича» существует как толковый словарь лагерных терминов. И взаимодействие этих терминов и комментариев к ним образует потенциальные высказывания – и потенциальные сюжеты – куда более уничтожающего свойства, нежели история з/к Щ-854.
Сведя воедино все действительные и потенциальные события текста, читатель получает приближенное значение одного лагерного дня, которое, в свою очередь, следует умножить на соответствующее число дней – в зависимости от срока.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось...

А потом взять поправку на относительно благополучные условия каторжного лагеря и литературные корни Ивана Денисовича.

Словарный подход позволяет описать лагерь как систему с точки зрения выжившего – то есть человека который а) обладает достоверным знанием и б) еще способен им поделиться. Получившееся двумерное изображение достраивается до трехмерного за счет потенциала неиспользованных, нереализованных в тесте вариантов.

И вот здесь мы возвращаемся к шаламовскому комментарию. У коммуникативной модели Солженицына, при всей ее эффективности, есть один существенный недостаток – происходит взаимная контаминация сред. Парадоксальным образом, для изображения настоящего лагеря требуется лагерь «ненастоящий». Используя термины и концепции мира, расположенного по внешнюю сторону колючей проволоки, автор тем самым как бы впускает в текст и их конвенционные семантические ореолы. Раз выбрав носителем информации язык живых, Солженицын вынужден описывать лагерь в категориях жизни.
Соответственно, рамках «Одного дня» кот ловит мышей, пока автор специально не присвоит ему иное значение.

Old Post 08.05.2003 12:39
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

Нам кажется, что Шаламов так остро отреагировал на «Один день Ивана Денисовича» потому что в своем творчестве столкнулся с той же проблемой. Он также пытался воспроизвести лагерь как явление во всей его полноте – и должен был преодолевать тот же самый коммуникационный баръер. И хотя в письме Солженицыну Шаламов восхищался литературным мастерством последнего, концепция двуязычного переводчика, персонажа, выжившего – или выживающего - в лагере и потому способного транслировать лагерную реальность во внелагерную речь, не казалась ему адекватным художественным решением. Ибо, по мнению Шаламова, выживший не мог служить источником достоверной информации о лагере, просто в силу того обстоятельства, что он жив. Один из первых рассказов цикла «Артист лопаты» начинается словами «Все умерли.»

Еще более заметна разница в принципах сюжетостроения. В начале «Одного дня Ивана Денисовича» Шухов не попадает в карцер, потому что автору требуется живой проводник – по крайней мере до конца обычного лагерного дня. В целом ряде «КР» действие внезапно обрывается с гибелью центрального персонажа. В «Заклинателе змей» рассказчик умирает еще до начала рассказа. В КР лагерная среда обращается со структурными элементами текста, так же, как она обращается со всеми прочими структурными элементами – в частности, человеческими телами.
Но куда более интересна сама система образования смысла.

Рассказ «Тишина» был написан в 1966 году – через четыре года после выхода «Одного дня Ивана Денисовича» - и включен Шаламовым в цикл «Воскрешение лиственницы». И хотя мы далеки от мысли, что этот текст задумывался как полемика с Солженицыным, присутствие нескольких общих групп тем позволяет нам использовать «Тишину» как благодарный материал для сравнения.
Рассказ начинается с того, что бригада ночной смены, в которой работает рассказчик, занимает места за столами лагерной столовой. Место действия – один из золотых рудничных лагпунктов. Время действия – вероятно зима, потому что мороз,и окна затянуты инеем. Бригада, состоящая из осколков 58-ой статьи, – самая слабая и голодная в лагере – и кормят ее в последнюю очередь. Бригада голодает давно, люди не спят от голода, а еще потому, что сектант, напарник рассказчика, все время поет гимны и псалмы. Для сектанта псалмы – способ жизни. «Я бы умер давно, если бы не песни. Ушел бы в мороз. «[1992: т 2: 106]

Бригада рассаживается и - ко всеобщему недоумению – из окна раздачи начинает поступать обед из трех почти горячих блюд – суп, каша и кисель. Автор чуда – новый старший воспитатель лагеря, приказавший отдать все остатки от обеда самым голодным, в надежде, что от сытной кормежки в них проснется совесть и они поработают все-таки на государство. Местное начальство пытается объяснить воспитателю всю ошибочность его взглядов, но тот непреклонен. Бригада ест. После обеда бригада возвращается в забой, но вместо того, чтобы работать, садится в кружок – переваривать нежданную удачу. Сектант поднимается и идет мимо конвоира в туман. Конвоир стреляет на поражение. Увидев воочию всю неблагодарность з/к, старший воспитатель признает свою ошибку. Рассказчику дают нового напарника. После работы, обняв вместе с собригадниками остывающую барачную печку, рассказчик замечает «И, пожалуй, я даже был рад, что теперь – тишина».

Повествовательный почерк Шаламова заявляет о себе сразу - «Тишина» начинается со сбоя. Первая фраза «Мы все, вся бригада, с удивлением, недоверием, осторожностью и боязнью рассаживались за столы...» [104] начинает игру на повышение – отчего недоумевает, чего боится вся бригада? Но заряд напряжения уходит в многосоставное придаточное предложение, подробно обсуждающее качество поверхностей в лагерной столовой.
«Отчего бы столам быть липкими – ведь не суп же здесь проливали, «мимо рта ложку никто не проносил» и не пронес бы, но ложек ведь не было, а пролитый суп был бы собран пальцем в рот и просто долизан.»[104]
В нарочитой задержке, в опровергающих друг друга сослагательных наклонениях формируется картина лагеря, где не только «доплывающая» бригада, но и все остальные посетители столовой пьют «через борт» и долизывают суп со стола. Это типичная Шаламовская конструкция, где изломы грамматики и синтаксиса служат не только и не столько для речевой характеристики персонажа, сколько для максимально эффективного оформления семантического ряда.

И тут мы хотели бы обратить ваше внимание на один объект, присутствующий, а вернее, отсутствующий в первом абзаце – ложку. Если вы помните, свою Иван Денисович отлил из алюминия даже не в каторжном лагере, а на лютой Усть-Ижме. И именно о ней Шаламов писал Солженицыну, что ложка в настоящем лагере – лишний инструмент.
Как выглядит этот лагерь без ложки? До определенного момента – вполне конвенционно. Повествование, начавшееся скачком, входит в накатанную колею, где происходящее, кажется, можно воспринимать буквально. И сектант, заполняющий воздух псалмами; и простодушный новый начальник, и поучающий его опытный, насквозь пропитанный уголовным духом лагерный волк, и неожиданное изобилие обеда (см. аналогичную сцену в ОД) и конвоир, стреляющий без промаха, и побег-самоубийство – все это инварианты лагерного мира, описанные в десятках, если не сотнях текстов.

На уровне сюжета Шаламов поступает как Эмма Цунц у Борхеса – меняет местами несколько стандартных элементов. Побег-самоубийство совершит сектант, верующий. Ночной обед – неслыханная удача, нарушение всех лагерных порядков, где лишний кусок достается сильному, а не слабому, – обернется смертью человека, крушением административных мечтаний старшего воспитателя – и тишиной для барака. И рассказчик, получивший возможность без помех прижаться к остывающей печке – отобрав тем самым тепло у всего остального барака – радуется тишине.
Все не так. Начальник участка, представитель администрации, говорит на блатном жаргоне. Тот же жаргон старательно осваивает и еще не отмеченный Колымой старший воспитатель. Уголовная феня является символом власти. Расказчик называет конвоира, убившего сектанта, «неплохим малым» - с поправкой на то, что «винтовку он знал хорошо».

Бригада, в которой работает рассказчик – классический набор 58-ой статьи – люди из всех слоев общества, гонимые и гонители вперемешку. Однако, к моменту начала рассказа, все они уже растеряли свои индивидуальные черты. Рассказчик еще может вспомнить какие-то детали биографий, но уже не способен соотнести их с конкретными людьми.
Были в бригаде еще какие-то люди, закутанные в тряпье, одинаково грязные и голодные, с одинаковым блеском в глазах. Кто они? Генералы? Герои испанской войны? Русские писатели? Колхозники из Волоколамска? (396)
Да и сам рассказчик слишком уж часто употребляет «мы» вместо «я» - «Мы ненавидели начальство, ненавидели друго друга, а больше всего мы ненавидели сектанта...»[106] или «А нам кисель казался сладким.» и слишком легко растворяется среди обнимающих печку. Единственным заключенным, сохранившим индивидуальные особенности поведения, в рассказе является сектант – он-то и гибнет.

Течение времени нарушено. Обед происходит ночью. Рассказчик не может вспомнить, в каком году – кажется в прошлом – бригаде разрешалось разжигать костер в забое. Да и сам костер амбивалентен – он прожигает руковицы, бушлаты, бурки – но не спасает от мороза. От мороза не спасает ничто – даже еда. «Мороз был слишком велик, чтобы не постоять на своем.»

Помимо сектанта в рассказе есть только две константы: мороз - и золото, вполне в соответствии с Гете, поглощающее людские тела и души. Два атрибута смерти. Все атрибуты, так или иначе связанные с жизнедеятельностью, подвижны.
Удивительные превращения происходят с едой.
«Мы были человеческими отбросами,- заявляет рассказчик в самом начале, - и все же нас приходилось кормить, притом вовсе не отбросами, даже не остатками. На нас полагались какие-то жиры, приварок…»[104] Но та еда, которой щадро наделяет бригаду новый воспитатель – это именно отбросы – остатки предыдущего обеда. Однако эти отбросы изначально заявлены как нечто, обладающее огромной ценностью.
Распоряжение ими – прерогатива высшего начальства, и изменение традиционного (Шаламов иронизирует – «тычячелетнего») порядка вещей, при котором дополнительная еда положена блатным и наименее голодным бригадам, ведет к тяжелым душевным травмам. Драгоценный обед состоит из трех блюд – супа – горячего, каши – теплой и киселя – почти холодного. Суп – это юшка, жидкость без гущи, кисель – чуть теплая вода с привкусом крахмала, в которой только чувствительный арестантский желудок мог различить присутствие сахара, и только каша была «вовсе без обмана». Питательная ценность такого обеда должна быть близка к нулю, однако, когда з/к наконец выходят на улицу, они не так ощущают холод. И даже после рабочего дня «кажется, мы мерзли меньше, чем обычно.» Парадоксальным образом, сугубо положительное воздействие еды на организм негативно сказывается на производительности бригады. Начальник участка говорит воспитателю:
Работу из них, запомни, олень, выжимает только мороз. Не твой обед и не моя плюха, а только мороз. Они машут руками, чтобы согреться. А мы вкладываем в эти руки кайла, лопаты... Теперь эти сыты и совсем не будут работать. [109]
Отметим, что в этом контексте энергия заключенного воспринимается как энергия стихийной силы, которую надо использовать, чтобы зря не пропадала. З/к при таком подходе теряет последние признаки одушевленности.
И, наконец, последнее –по дороге с работы в барак, рассказчик замечает, что «на какой-то час, на какой-то миг наши силы – душевные и физические – после этого ночного обеда окрепли.» И осознает что «обед дал силы сектанту для самоубийства.» То есть еда становится граничным условием существования свободной воли. Для того, чтобы совершить смертный грех, верующему человеку потребовалась дополнительная порция каши.

Как и Солженицын в «Одном дне Ивана Денисовича», Шаламов смещает, сдвигает конвенционные значения слов, предметов и действий. Но, в отличие от Солженицына, он не создает словаря, не фиксирует значений. Это просто невозможно. Значения меняются, плывут, переосваивая друг друга. Контекстуальные значения одного и того же слова пребывают, как правило, в состоянии диалога, противопоставления. Так стол в столовой одновременно может быть и не может быть липким. Единственным постоянным, грамматическим значением любого термина является его распад.

Собственно, сам «Один день Ивана Денисовича» здесь невозможен – как выделить конкретный день из сливающейся череды дней, когда даже год неизвестен? Как выделить из бригады одного Ивана Денисовича, если и внешние отличия, и внутренний мир съедены холодом, голодом и золотом?
И кто будет это делать? В ОД повествователь, хотя и смотрит через плечо Шухова, все же существует отдельно от него, и обладает всеми привилегиями автора. Рассказчик «Тишины» является частью теста – и к середине рассказа не обладает уже некритическим доверием читателя. Запутанные фразы, многословные, наукообразные отступления, резкая смена темы помимо своей основной сюжетной функции – задержки повествования – выполняют еще одну – позиционируют рассказчика как объект. Рассказчик не способен исполнять свои функции повествователя. Его сознание так же подвержено распаду, как и любой другой структурный или значащий элемент текста. Он существует в обстоятельствах рассказа – а потому вся исходящая от него информация является сомнительной.

Таким образом, мы можем постулировать, что семантическе смещение в «Тишине» является всеохватным, тотальным. И объектом воздействия, вынужденным воспринимать максимально жесткое сообщение – о смерти человека, о том, что вечные категории зависят, как оказалось, не от звездного неба над головой, а от пресловутой «желудочной шкалы» - в максимально деструктивной форме, является сознание читателя.
Для Шаламова в условиях лагеря человеческое тело и все его производные – память, культура, личность, причинно-следственная связь – просто не могут функционировать. Существо лагеря заклбчается в его полной враждебности к жизни.

Там, где Солженицын выстраивает батарею значений, Шаламов демонстрирует, что значения тоже не выживают. Разъедающий опыт Колымы транслируется не в упорядоченную информацию, а в переизбыток неупорядоченной. Шаламов пытается заставить читательский текст – личную культурную память читателя - взаимодействовать не с текстом рассказа, а с текстом лагеря.
Одновременно, тот же самый переизбыток значений передает саму невозможность перевода лагерной вселенной на человеческий язык – ибо только мертвец способен адекватно соотносится с лагерными категориями – а мертвые молчат.
Кот, естественно, умирает – как и все вокруг него.

Шаламов и Солженицын расходились во многом. После краткого периода дружбы, они перестали общаться. Их поздние заметки друг о друге – очень горькое чтение. Но художественная пропасть между ними, куда глубже личной.
Там, где Солженицын расставляет значения, пытаясь создать для лагеря некий трансляционный протокол, Шаламов передает информацию за счет самой невозможности трансляции. Там, где Солженицын пишет текст, Шаламов пытается генерировать читательский опыт. Там, где Солженицын опирается на конвенцию, на авторитет – от узуального значения слова «валенок» до Льва Толстого, Шаламов зависим от конвенций только в той мере, в котрой он разрушает их. Там, где Солженицын вписывает лагерь в мир, Шаламов пытается создать новый континуум, включающий мир и лагерь.

Old Post 08.05.2003 12:39
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Katherine Kinn
Хранитель


Потрясающе как по содержанию, так и по форме и анализу! Спасибо, Антрекот!

Old Post 08.05.2003 13:07
Katherine Kinn на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Kagero
Ядовитая ниндзя

Днепропетровск

Вот за это я Шаламова и не люблю. За то, что он исподволь внушает читателю, что сопротивление невозможно. Анти-Франкл. По сути дела, он этим работает на тех, кто его мордовал и кого он сам так сильно ненавидит.

Old Post 08.05.2003 16:44
Kagero на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Katherine Kinn
Хранитель


Не сказала бы, что Шаламов работает на врага. Просто его метод генерации опыта читателя имплицитно включает наличие транслятора этого опыта - самого Шаламова. Он не дает нравственных оценко внутри текста. Он заставляет читателя генерировтаь эту оценку из личного опыта читателя. А заодно осмыслять этот опыт для себя. Поэтому Шаламова невыносимо тяжело читать.

У СОлженицына все смягчено дистанцией окультуривания, литературностью.
У Франкла и Беттельхайма - их лагерный опыт дистиллирован дистанцирован в изложении, потому что их цель не столько заставить читателя пережить этот опыт или усвоить его через текст, а именно осмыслить, сделать выводы и типизировать. Франкл вообще делает глобальный вывод о смысле жизни, на основе которого строит свою практику и врачебную теорию.

Old Post 08.05.2003 17:06
Katherine Kinn на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Kagero
Ядовитая ниндзя

Днепропетровск

Антрекот, скорее всего Шаламов имел в виду то, о чем пишете Вы. Но получилось у него то, о чем пишу я. Именно в силу тех причин, которые Вы так блестяще раскрыли: сам текст "грузит", сама его структура повергает в полнейшую безнадегу. Какое, к чертям, сопротивление, если я к концу рассказа мозги в кучку собрать не могу.

Кстати, Франкл предостерегал именно от того, о чем пишете Вы: "Можно быть слабым, можно рыться по помойкам, можно сохранить из всех чувств только злобу - под таким давлением все можно, ни за что спроса нет". Нельзя, потому что именно так в лагере превратишься в "мусульманина" и скоренько подохнешь. "Мусульмане" в лагерях умирали не столько от скверной пищи итяжелой работы, сколько от общего безразличия к жизни. Доблесть - это именно то, о чем пишет Солженицын: положить себе цель и держаться ее даже если придется умереть - потому что все равно умрешь, не сейчас, так позже, но лучше умереть человеком, чем куском протоплазмы.

То, что Костоглотов у Солженицына изучал латынь - не выдумка, и потому-то Солженицын выжил сам и писал о выживших, что его интересовали люди, которые в этой ситуации способны изучать латынь или что-то еще там химичить и придумывать, и они выживали. Потому-то и выживали, что хотели чего-то еще, кроме как просто выжить.

Old Post 08.05.2003 22:49
Kagero на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Kagero
Ядовитая ниндзя

Днепропетровск

В ответ на:
Katherine Kinn пишет:

У Франкла и Беттельхайма - их лагерный опыт дистиллирован дистанцирован в изложении, потому что их цель не столько заставить читателя пережить этот опыт или усвоить его через текст, а именно осмыслить, сделать выводы и типизировать. Франкл вообще делает глобальный вывод о смысле жизни, на основе которого строит свою практику и врачебную теорию.



Так потому-то и сам Франкл выкарабкался, что был способен отстраниться, рассматривать весь этот ад как ужасный психологический экспериимант, из которого он, его участник, должен вынести какой-то результат.

Old Post 08.05.2003 22:52
Kagero на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Katherine Kinn
Хранитель


Особенно показательна история астронома Николая Козырева, первая часть которой (об учебнике астрономии) рассказана в "Архипелаге". Вторая часть рассказана у И.Шкловского в "Эшелоне"...

Old Post 08.05.2003 22:54
Katherine Kinn на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Katherine Kinn
Хранитель


Насчет Домбровского возражу в смысле зачисления его в однй компанию с Солженицыным.

Потому что по мне месседж у него в "Факультете ненужных вещей" такой же, как у Шаламова, но переданный более классическими, я бы даже сказала - классицистскими средствами. То есть герой у него оказывается не в такой безнадежной ситуации, как у Шаламова, но в ее преддверии - ни привычка, ни закон, ни даже любимая вами, Могултай, компассия не спасают и не помогают от машины репрессий. Вся культура, вся цивилизация, правда, сострадание, свобода, совесть оказываются ненужными вещами, но герой продолжает стоять на своем, и даже не ради высоких целей, а чтобы не предать себя.

Old Post 08.05.2003 23:24
Katherine Kinn на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Kurt
Хлопец з лясной вёскi

Bielarus' - my Mirkwood!

А я читал воспоминания (нехудожественные) лагерников-националистов, так вот им помогали выжить и не сломаться их борьба + вера. Творчество, товарищество (причем националистов разных национальностей) тоже.
Хотя ни для кого, конечно, лагерь не проходил бесследно.
Вот такой месседж.

Old Post 09.05.2003 00:03
Kurt на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Zamkompomorde
Посетитель


В ответ на:
Kurt пишет:
А я читал воспоминания (нехудожественные) лагерников-националистов, так вот им помогали выжить и не сломаться их борьба + вера. Творчество, товарищество (причем националистов разных национальностей) тоже.
Хотя ни для кого, конечно, лагерь не проходил бесследно.
Вот такой месседж.



Eto verno voobshe dlya vseh "ideinyh".I dlya kommunistov-stalincev,i
dlya trockistov.Pomnyu,v vospominaniyah odnogo pisatelya,kotoryi otsi-
del po sovokupnosti 27 let,rasskazyvalos',kak kuchkovalis' azerbaidzha
nskie nacionalisty-musavatisty,a byvshie kommunisty raznyh techenii yarostno diskutirovali o pravil'noi doroge k kommunizmu.
Kstati,"byvshie" tozhe stremilis' byt' blizhe drug k drugu.

Old Post 09.05.2003 00:29
Zamkompomorde на форуме СведенияПриватное послание Найти все
Kagero
Ядовитая ниндзя

Днепропетровск

***Так и Домбровский с Заболоцким и Шаламовым держались на вере и борьбе. Только это была другая вера (субъективная, не объективизируемая вавилонская "сверхценность", как ее определяла Кагеро) и другая борьба (сводившаяся к пассивному сопротивлению).***

Могултай, я не знаю, на чем держался Шаламов, но где у него нерой, который выстоял? Может и есть, но я не запомнила. А у меня хорошая память на персонажей обычно.

У всех, кто жив, борьба сводилась к пассивному сопротивлению (а за активное - пуля в лоб). Но... у СЕргея Калугина есть песня о человеке, расстрелянном за попытку к бегству - так вот, она заканчивается словми "Я свободен. Светлый час". И ни один герой Шаламова этого сказать не может.

Вы взразите: Калугин не сидел. Ну хорошо, вот Гинзбург сидела, и вот она описывает своего лагерного мужа, доктора. Уж кого ломали, как его... Но ведь нет, не оскотинился человек.

Old Post 09.05.2003 00:48
Kagero на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Kagero
Ядовитая ниндзя

Днепропетровск

***Кагеро: да РАССКАЗЧИК же. Сам рассказчик. +майор Пугачев...***

Но рассказы построены так, что это ничего не значит. Рассказчик уже убедил меня в том, что его мужество и решимость тут ни при чем, а все дело в дурной удаче, в том, как ему фишка выпала.

И, кстати, дело даже не в том, кто выжил. У Шаламова я не помню и тех, кто правильно умер. Губерман написал полуавтобиографическую повесть о человеке, который ищет свидетелей жизни и смерти Николая Бруни, погибшего в лагере, в то время как ждет ареста, потому что знает, что он под колпаком у КГБ - так вот, одна из свидетльниц смерти
рассказывает, что Бруни умер как святой. И герой Губермана чувствует облегчение, потому что он внутренне боялся узнать, что этот человек сломался.

А гитлеровцы, кстати, не требовали любить большого брата. Они требовали только всецелой покорности и переступания через что угодно (эпизод с Стшаской).

***Суть текстов ВШ совсем не в том, что человека можно превратить в животное - это и так все знают***

НЕ все. Много на свете Лапочек, много.

***б) в том, КАК ЖЕ ДОЛГО И СЛОЖНО БЫЛО превращать некоторых людей в животных, какие нечеловеческие усилия должны были предпринять для этого Могущества, сколько человек ВСЕ ЖЕ УСПЕЛ ВЫНЕСТИ, НЕ ПРЕВРАЩАЯСЬ В ЖИВОТНОЕ, как же долго он сопротивлялся!***

"Рабинович, ваша жена блядь!" - "А толку?"

Какой мне смысл знать об этом, если летай иль ползай, конец известен?

Я и вавилонского сопротивления у Шаламова не вижу. Я вообще никакого не вижу, я вижу полную и безоговорочную капитуляцию.

Да, все забываю спросить: как Вам Калугин-то?

Исправлено (Mogultaj, 09.05.2003 05:20).

Old Post 09.05.2003 01:13
Kagero на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Katherine Kinn
Хранитель


Так у Шаламова в тексте нет ни морали, ни урока. Он исключительно внетекстовый и порождается взаимодействием с читателем.

Я это к чему? По части наличия сопротивления и прочей морали (да даже и вавилонской) в текстах Шаламова я согласна с Кагеро. ВНУТРИ текста ее нет и быть не может.
Более того, это тексты, писаные от отчаяния, насколько я могу судить по биографии Шаламова.

Урок Франкла или Беттельхейма совершенно иной, и урок Домбровского тоже.

У Шаламова для человека нет иной опоры, кроме как внутри него. По Домбровскому, опора вне человека, а его дело - использовать ее или сдаться. Домбровский утверждает, что есть что-то еще, кроме удобств и приятностей, кроме нужд тела. То, что делает именно приятности ненужными вещами. В "Факультете" же потсоянно идет противопоставление: кому что не нужно. Компании следователей не нужна истина, не нужен закон, не нужны человеческие чувства. Герой выбирает именно эти ненужные вещи, расставаясь ради них с более естественными, более, казалось бы, необходимыми вещами, включая саму жизнь.

Old Post 09.05.2003 01:25
Katherine Kinn на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Katherine Kinn
Хранитель


Антрекот, так одно другого не исключает. Отчаяние и литературное мастерство, по моему мнению, вещи перпендикулярные совершенно.
То есть выстроенность метода проходит по другому ведомству, владение словом, языком могут употребляться как на впихивание в мозги идеек (Толстой), так и на выражение крайнего отчаяния (каковое я вижу у Шаламова). Когда автор совсем не думает о методе, выходит черт-те что и сбоку фантик.

Для примера приведу театр, где актеров учат пластике, владению голосом - а в результате восторженные критики пишут в отзывах: "Неподдельная естественность". (далее отсылаю к "Театру" Моэма).

Почему бы и не создать новый литературный метод только для того, чтобы выразить свое отчаяние (или иное сильное чувство), если все существующие не устраивают?

Опять же, часть смысла в художественном произведении заключена в самой форме произведения.

Old Post 09.05.2003 02:23
Katherine Kinn на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Katherine Kinn
Хранитель


ну так я же это и имею в виду!

Загвоздка в слове "отчаяние". Тут отчаяние двоякого рода. Первое - отчаяние от невозможности передать существующими средствами лагерный опыт (вот вы об этом как раз). Второе - необходимость выразить этот опыт, вообще необходимость его передать.

Ведь множество людей с подобным опытом не искали иного средства выражения, хотя были не менее талантливы, более того - они не стермились к выражению этого своего опыта, а брали другие темы (Заболоцкий тот же). А Шаламову было важно передать именно жуткий распад, при этом он же сам говорил, что лагерный опыт отрицателен и его вредно приобретать в любой форме, а сам тут же этот опыт "вдвигал" в читателя... Возможно, именно этот разрыв между необходимостью выразить и поделиться и понмианием вредности этого опыта, ег о мертельности - вот этот разрыв я и называю отчаянием. Отчатси так. да. Плюс еще чисто человеческое отчаяние от приобретенного опыта, франкловский "экзистенциальный вакуум". Таки я его у Шаламова вижу.

Old Post 09.05.2003 02:36
Katherine Kinn на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Kurt
Хлопец з лясной вёскi

Bielarus' - my Mirkwood!

В ответ на:
Mogultaj пишет:
Резистанс злу во имя надежды, с опорой на надежду, резистанс от эстеля - на мой взгляд, это ложь. И уж во всяком случае это дело нанадежное.
Резистанс злу без всякой надежды, не нуждающийся в надежде - это действительно то, чему стоит учиться. И именно этому учат тексты ВШ.


Стоит учиться тому, чтобы в любых обстоятельствах сохранять эстель. Тогда не надо будет учиться сопртивляться злу без надежды (вот уж по-настоящему ненадежное дело).

Old Post 09.05.2003 07:08
Kurt на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Kurt
Хлопец з лясной вёскi

Bielarus' - my Mirkwood!

В ответ на:
Mogultaj пишет:
Так и Домбровский с Заболоцким и Шаламовым держались на вере и борьбе. Только это была другая вера (субъективная, не объективизируемая вавилонская "сверхценность", как ее определяла Кагеро) и другая борьба (сводившаяся к пассивному сопротивлению). Отличие от случая, описанного Вами, состояло в том, что они были поодиночки, у них не было товарищей по борьбе, не было армии. И в том, конечно, что сама борьба у них была другая - индивидуальное пассивное сопротивление, а не война. Опять же, из-за отсутствия армии, в которой они могли бы воевать против своего врага.

Еще один, кстати, довод в пользу того, что лучше быть не невинной жертвой.

Old Post 09.05.2003 07:15
Kurt на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Kurt
Хлопец з лясной вёскi

Bielarus' - my Mirkwood!

В ответ на:
Mogultaj пишет:
А что лучше сесть за дело, чем невинным - это точно, только ведь выбор был иной: "не бороться и не сесть", "бороться, ничего не добиться (кроме самого того факта, что ты чем-то наступил на хвост большевикам), и сесть", "не бороться и сесть".

Варианта "бороться и ничего не добиться" не вижу. Что в вашем понимании значит "чего-то добиться"? Свергнуть соввласть?
Так ведь даже в начале 50-х для некоторых даже такой вариант казался реальностью. Своих сил бы не хватило, это точно, но вот моя прабабушка спичками и солью на случай войны с американцами запасалась. Да и многие другие ожидали подобных событий. В том числе и те, кто по лесам ходил и в лагерях сидел.

Old Post 09.05.2003 08:09
Kurt на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Kurt
Хлопец з лясной вёскi

Bielarus' - my Mirkwood!

В ответ на:
Antrekot пишет:
Курт, простите, Юпитера ради, но эстель у меня нет, не было и, имею амдир, не будет. Потому что для меня вручить себя Богу, это один из способов присоединиться к мирозданию. Стать частью давления. Отдать право различать добро и зло. А с чего бы это мне?

Антрекот, как хотите. Могултай выразил свое мнение, я - свое.
А насчет "с чего бы это вам" отвечу так, как отвечал еще на светотени - внутренний стержень, это прекрасно, честь и хвала тем, кто поступает порядочно, потому что у него такая хорошая собственная система ценностей.
Но так как я не всегда поступаю порядочно, я знаю, что я лично слаб, а раз так, то и моя внутренняя система ценностей - слаба. Поэтому сделать себя мерилом добра и зла я не могу.

Old Post 09.05.2003 08:18
Kurt на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Kurt
Хлопец з лясной вёскi

Bielarus' - my Mirkwood!

В ответ на:
Antrekot пишет:
А какое отношение порядочные поступки имеют к системе ценностей? Я до своей не дотягиваю. Чтобы оценить яичницу, не надо быть курицей. Чтобы различать добро и зло, не надо быть святым.
И причем тут эстель я вовсе не постигаю.


Ну, вы же связали отсутствие эстель с "неотдаванием" права различать добро и зло. "Курт, простите, Юпитера ради, но эстель у меня нет, не было и, имею амдир, не будет. Потому что для меня вручить себя Богу, это один из способов присоединиться к мирозданию. Стать частью давления. Отдать право различать добро и зло."
А насчет различения - человеку свойственно грешить и ошибаться, поэтому и различение добра и зла "исходя из себя" может быть ошибочным/греховным.

Old Post 09.05.2003 08:35
Kurt на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Kurt
Хлопец з лясной вёскi

Bielarus' - my Mirkwood!

В ответ на:
Mogultaj пишет:
Никак нет. в конечном счете и вам остается надеяться только на внутренний стержень. Да, у Вас есть Книга. где правила изложены независимо от Вас. А Домьровский и Шаламов должны полагаться на книгу, в них и растворенную.

На нашу душу-христианку :)
В ответ на:
Но дело в том, что вопрос о том, сохранять ли Вам верность вашей Книге, даже если по ней выходит нечто, для Вашего самолюбия или самосохранения очень неудобное; или мало-мало "перетолковать" Книгу на этот случай (вот как раз сейчас идет обсуждение случая _постояннного_ перетолковывания Книги ад хок для того, чтоб ее было душекомфортнее читать), или просто от нее отречься для такого случая - вот при решении этих вопросов Вы полагаетесь уже не на Книгу (ведь сам вопрос - о том. стоит ли ей верить), а на Вашу верность Книге, на выбор Вашей свободной воли в пользу книги, основанный на том, что Вы считаете ее добром.


Вера - акт разума, не только духа. Как там у Кагеро: "Господь умер за меня, кем же мне быть, как не христианином?"

В ответ на:
И вот здесь, в этом, самом последнем и самом важном счете, Вы устроены так же, как Шаламов. Вы опираетесь на свою волю к тому, что считаете добром. Как и он.


Он опирается только на СВОЮ волю. А я свою свободную волю стараюсь препоручить Высшей воле.

В ответ на:
И Вы подвержены той же опасности, что и он - тому, что под давлением самосохранения, злобы или самолюбия Вы перестанете считать Книгу добром, тому, что выбор Вашей свободной воли деформируется.
Если бы этой опасности не было, никто их раз уверовавших не терял бы веру и не отрекался бы от нее и не отпадал бы от бога.


Да, согласен. Но нам помогает Церковь. И врата ада не одолеют Ее.

Old Post 09.05.2003 08:48
Kurt на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Katherine Kinn
Хранитель


В ответ на:
Mogultaj пишет:
Уточняю. Есть две разные надежды - надежда на то, что ты сам останешься верен добру и не перейдешь на сторону зла, и надежда на, так сказать, победу добра (хоть в каком виде) в "мировом масштабе" или "конечную".


Смеяться можно? :-)
Победа добра - это и есть та самая "верность добру без вознаграждения". Христиане видят это в немного другой перспективе, но в перспективе атеистической или, скорее, "северного мужества", самостояние добра (чести, доблести) и есть его экзистенциальная победа и поражение зла.

И насчет "верности Книге", Могултай - ошибка, причем размером с тунгусский лесоповал. Христиане верны Богу, а не Книге :-), которая свидетельствует о нем.

Old Post 09.05.2003 12:16
Katherine Kinn на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Kagero
Ядовитая ниндзя

Днепропетровск

Антрекот, огромное спасибо за прекрасный очерк!

Old Post 09.05.2003 23:34
Kagero на форуме отсутствует СведенияПриватное послание СайтНайти все
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

Прошу прощения у всех участников дискусии, часть треда была съедена форумом.
Анчан, Могултай, Вы не можете восстановить свои посты?

Статья о "Последнем бое майора Пугачева" убрана, поскольку право публикации принадлежит НЛО.

С уважением,
Антрекот

Old Post 16.05.2003 18:35
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Анчан
диванный толкиенист

Лондон

Увы, восстановить не могу, только написать заново.

Мысль была такая: не в пример Солженицыну и Льву Толстому, которые усердно потчуют читателя длиннейшими текстами, Шаламов пишет короткие и емкие новеллы. Видимо потому, что опыт добычи золота на Колыме научил его не бросать слов на ветер. Пока что из всего читанного мастеров слова такого класса я встретила немного: Кортасара да Акутагаву. Кроме того, длинно будет изьясняться тот, кто еще не допонял. Как в известном аникдоте: "Ну и тупой студент попался!.. Обьясняю, обьясняю, сам уже все понял, а до него все не доходит". Это я, того, базу подвожу под свое инстинктивное недоверие, неприятие текстов Толстого и Солженицына. Очень было интересно и познавательно посмотреть, как умные люди на этом форуме под мою реакцию солидную базу подводят. :-) Теперь немного по дискуссии.

Кагеро wrote: "Вот за это я Шаламова и не люблю. За то, что он исподволь внушает читателю, что сопротивление невозможно." Лично я увидела другой message: можно пройти систему лагерей, золото, карцер - и не стучать на соседей по бараку. Не пойти на поклон к блатарям. Уйти в сырую магаданскую ночь, не оставшись ночевать у доносчика. Чудом вырвавшись из системы, отточить перо и начать борьбу с системой не как бывший заключенный, а на своей территории, как талантливый писатель. Результат - налицо. Система приказала долго жить, а Шаламова продолжают читать.

Кстати, меня его текст не грузит. Читаю и перечитываю. Правда, тут может сказываться разница жизненного опыта. Я сама с Владивостока; уже уехав оттуда, узнала что общага наша стояла меньше чем в паре километров от той пересылки, где последний раз видели Мандельштама. А то, что плавбаза подводников "Кулу", вечно торчавшая на приколе в нашем порту, в свое время возила заключенных на Колыму, узнала пару лет назад из шаламовских рассказов. Кстати, пара магаданцев, встреченных на сети, тоже о-очень его ценят...

Кинн wrote: ...А Шаламову было важно передать именно жуткий распад, при этом он же сам говорил, что лагерный опыт отрицателен и его вредно приобретать в любой форме, а сам тут же этот опыт "вдвигал" в читателя... "

ИМХО ему важно было передать не столько жуткий распад как таковой, сколько причины оного. "Каждая минута лагерной жизни - отравленная минута. <...> В этом растлении человеческой души в значительной мере повинен блатной мир, уголовники-рецидивисты..." У меня есть пара подруг, которые с упоением зачитывались русскими переводами стихов вора и висельника Франсуа Вийона. На форуме woman.ru не так давно лидировал форум "Мама, я полюбила бандита" длинной более 500 сообщений. Слава Богу, что хоть один умный человек взялся обьяснить лично мне, чем чреваты подобные романтические веяния. И если при этом Шаламову с фактами в руках требуется показать, что Достоевский, автор любимых мною "Записок из мертвого дома" "...не встречал и не знал людей из настоящего блатного мира. Этому миру Достоевский не позволил бы высказать никакого сочувствия" - спасибо ему, что ради меня, абстрактного читателя, он не побоялся снова спуститься в колымский ад, из которого вышел живым, и продумать разницу между людьми и нелюдью: "Груб и жесток начальник, лжив воспитатель, бессовестен врач, но все это пустяки по сравнению с растлевающей силой блатного мира. Те все-таки люди, и нет-нет да и проглянет в них человеческое. Блатные же - не люди." /Все цитаты - из рассказа "Красный крест"/

Old Post 17.05.2003 23:43
Анчан на форуме отсутствует СведенияСайтНайти все
Tehnik
Посетитель


Прошу меня извинить, так как я выскажусь не совсем по теме.

В ответ на:
Antrekot пишет:
Солженицын приводит данные о том, сколько может работать человеческое существо в обмен на 200 грамм некачественного хлеба. «Двести грамм жизнью правят. На двести граммах Беломорканал построен.»



Встретил 2 документа:
В ответ на:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБЛАСТИ
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЛИСПОЛКОМА
В.Д. СЕМИНУ
С УКАЗАНИЕМ НА НЕЗАКОННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
ЛЕНОБЛСОВЕТА
ПРОСЬБОЙ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЗАНИЖЕННЫЕ НОРМЫ
ПИТАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ТЮРЕМ И КОЛОНИЙ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
13 октября 1942

26 сентября 1942 г. за №64-сс исполкомом Леноблсовета принято решение о нормах питания заключенных, содержащихся в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях НКВД Ленинградской области, которым устанавливается следующая норма:
Хлеб -300 г в сутки
Крупа-макаронные изделия - 800 г в месяц
Мясо-рыба - 300 ->>-
Жиры - 200 ->>-
Сахар - 250 ->>-

В то время для тюрем и колоний, находящихся в черте города Ленинграда, на основании постановления Военного Совета Ленинградского фронта распоряжением отдела исполкома Ленгорсовета от 8.6.1942 года за №32 установлена следующая норма питания заключенных:
Хлеб -400 г в день
Крупа-макаронные изделия - 1500 г в месяц
Мясо - 1000 ->>-
Жиры - 400 ->>-
Сахар - 500 ->>-
Соль - 400 ->>-
Мука подболточная пшнничная - 200 ->>-

Приказом народного комиссара внутренних дел Союза ССР №182 от 11 апреля 1942 года для исправительно-трудовых лагерей и колоний Союза установлены единые нормы питания заключенных, и средне-расчетная норма питания заключенных состоит:
Хлеб - 700 г в день
Мука подболточная пшнничная - 10 г в день(300 г в месяц)
Крупа-макаронные изделия - 80 г в день(2400 г в месяц)
Мясо и мясопродукты - 25 г в день(750 г в месяц)
Рыба и рыбопродукты - 100 г в день(3000 г в месяц)
Жиры - 15 г в день(450 г в месяц)
Сахар - 10 г в день(300 г в месяц)
Чай(суррогатный) - 2 г в день(60 г в месяц)
Картофель - овощи - 600 г в день(18000 г в месяц)
Сухофрукты - 2 г в день(60 г в месяц)
Соль - 15 г в день(450 г в месяц)
Имея в виду, что исполкомом облсовета депутатов трудящихся не дано право отменять приказы союзных наркоматов, и считая норму питания заключенных по тюрьмам и колониям Ленинградской области, установленной Леноблсоветом очень низкой, прошу решение Леноблсовета №64-сс от 26 сентября с.г. пересмотреть.

Прокурор Ленинградской области
М. Балясников

ЦГА СПб., ф.7179, оп.53, д.65, л.82-83



В ответ на:

ХОДАТАЙСТО
УПРАВЛЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЕЙ
И КОЛОНИЙ УНКВД ЛО
УПОЛНОМОЧЕННОМУ ГКО Д.В. ПАВЛОВУ
ОБ УВЕЛИЧЕНИИ НОРМ СНАБЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧНЕННЫХ СО СВЕДЕНЬЯМИ ОБ ИХ РАБОТЕ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ
31 декабря 1941
Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний УНКВД ЛО с первых дней войны силами заключенных ведет работы по выпуску боеприпасов и сооружени. оборонительных укреплений на подступах к Ленинграду, а также рабочей силой обеспечивает ряд заводов и предприятий, выполняющих оборонные заказы. Рабочий день заключенных 11 часов, и к этому следует добавить время на передвижение к месту работы и обратно после работы на расстояние от 3 до 6 км, что требует большой затраты физических сил и при недостаточном питании ведет к быстрому истощению, заключенные выбывают из строя и в дальнейшем становятся нрудоспособными.
Всего заключенных мы имеем 3578 человек, которые работают на лесозаготовках - 120 чел., на заводе "Севкабель" - 150 чел., 5-й ГЭС - 300 чел., заводе им. Егорова - 200 чел., химкобинате - 65 чел., изготовлении боеприпасов - 537 чел., швейном производстве - 368 чел., всего - 1740 чел.
Прошу вашего разрешения о выдаче хлеба на это количество заключенных по нормам, введенным с 25 декабря с.г., приравненным к 1-й категории, т.е. 350 граммов, до настоящего времени мы получаем 250 граммов.
Начальник УИЛТК УНКВД ЛО
капитан госбезопасности Соколов

ЦГА СПб., ф.7384, оп.4, д.69, л.6



Если обратить внимание на дату и область, то вызывает некоторое удивление, что норма питания заключенных в блокадном Ленинграде превышает указанную Солженицином и при этом вызывает представления и ходатайства ответсвенных работников УНКВД и прокуратуры.

Old Post 11.06.2003 21:34
Tehnik на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Mogultaj
Постоянный посетитель

Moscow

Фь-ю-ю-ю!

А я в 1987 в командировке в гвардейской дивизии в Теплом стане в Москве провел три недели. Знаете, там нормы питания солдат и наполовину не выполнялись. А ведь это не лагерь военного времени, а СТОЛИЧНАЯ КАЗАРМА ВРЕМЕНИ МИРНОГО. ЭЛИТНАЯ ЧАСТЬ.

А стат.отчеты по роте я сам писал. И по батальону помогал подгонять. Ин-те-рес-ней-шие данные. Кто-то потом по ним ведь о чем-то еще и судить мог бы...

Нормы... А уж в Конституции 1936 какое щастье было сочинено, да и в Уголовно-процессуальном кодексе тоже ничего такого ужасного не было.

Old Post 12.06.2003 00:27
Mogultaj на форуме СведенияПриватное послание СайтНайти все
Tehnik
Посетитель


Разве в 87 году действовал указ от 7.VIII.31? (да на зампотыла было бы написано столько доносов, сколько в/о в батальоне)
Вы бы еще с 97-м сравнили...

В ответ на:
и в Уголовно-процессуальном кодексе тоже ничего такого ужасного не было.



В огороде бузина... В нынешнем тоже ничего ужасного нет. Вот только процент оправдательных приговоров во время войны в разы больше, чем сейчас. И это по отчетам военной прокуратуры, которой выгоднее занижать, чем признавать, что вхлостую работали.
Вывод - если сейчас что либо плохо, не следует думать, что при Сталине априори было еще хуже.

Old Post 12.06.2003 14:35
Tehnik на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

Техник, уж простите, но дело в том, что тюремные нормы и лагерные - очень разное дело. Во-первых, в тюрьме не было "желудочной шкалы" - то есть количество пищи, получаемое заключенными, не зависело от нормы выработки - в лагерях это была одна из главных причин смерти, пайку "невыработчика" специально устанавливали так, чтобы выжить на ней было нельзя. Во-вторых, не было "замены" - то есть ситуации, когда вместо хлеба выдают, скажем, магаровую кашу по каким-то начальственным таблицам. В-третьих, тюремная обслуга была постоянной и вольнонаемной - то есть, она, конечно, воровала, но спокойно, понемногу, и делиться ей приходилось только со своим начальством - в цепи питания не было блатных.
У Евгении Гинзбург очень неплохо описано, как она после нескольких лет тюрьмы - со скрипом, но прожитых - в лагере очень быстро начаа умирать от голода.

Надо сказать, что там, где в дела рабовладения не мешалась идеология - как на Вишере в 30х и потом на Колыме в 36 при том же Берзине - и лагерная пайка была вполне приличной. Но это были редкие исключения - а правила действительно были откованы на Беломоре.

С уважением,
Антрекот

Old Post 12.06.2003 15:16
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Tehnik
Посетитель


В ответ на:
дело в том, что тюремные нормы и лагерные - очень разное дело.


"Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний УНКВД ЛО..."(далее - см. выше)

1. По "желудочной шкале":
Из воспоминаний заключенного колонны 194 Южжелдолстройлага в 1938 году:
"При выполнении бригадной нормы каждый член бригады получал 800 граммов хлеба, первое и второе блюдо вечером, а днем какую-либо кашу прямо на трассе. При 110% - 900 граммов хлеба, при 120% - 1 кг хлеба и дополнительное второе блюдо на трассе. Свыше 120% - 1.2 кг хлеба и дополнительную кашу на трассе, а вечером к ужину - пирожок.
...
замеры проверялись замерщиком колонны и без его подписи рапортичка считалась недействительной для зачисления бригады на питание в следующий день.
В таких случая бригада получала минимальную норму, т.е. 600 граммов хлеба и баланду."
Таким образом, имеется в виду _бригадная_ выработка, а не выбаботка отдельного з/к. И, опять-таки 600 грамм минус взятка замерщику, а никак не 200...(хотя, это до войны)
2. По "замене": извините, она и на воле была, и в армии... шпик к мясу = 1:2 и так далее.

В ответ на:

а правила действительно были откованы на Беломоре.



"Смертность з/к за 1933 год составляла 14,8 процента от их общей численности, а за 1934 год - всего 4 процента." (по справке санитарного отдела ГУЛАГа за 1933-1934 годы о <работе лечучреждений исправительно-трудовых лагерей>, встретил цитату в сети) Беломор, если это не вранье, - не не стоит проецировать на более позднее время. Там, особенно вначале, было гораздо хуже.

Исправлено (Tehnik, 12.06.2003 19:52).

Old Post 12.06.2003 16:43
Tehnik на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

Техник, во-первых все-таки проецировать. :) Во-вторых, я же говорю, сильно менялось там, где рабочую силу нужно или выгодно было беречь. В-третьих, нужно еще узнать, что это за норма - на "золоте" те, кто выполнял норму, получали одного хлеба по полтора килограмма. Только жили они недолго. Норма непосильная.
В-четвертых, где на бригаду, а где и "одиночный замер". Слышали такую формулу?
33-34 год где? Если Севлаг, так вполне может быть. На Колыме в 35-36-начале 37 у лагпунктов кладбищ не было, покойников централизованно хоронили в Магадане. И зачеты шли год за три. Кое-кто из тех, кто сел после Кирова на 5 или 8 и попал на Колыму, в 37 еще успел выйти по зачетам.

С уважением,
Антрекот

Old Post 12.06.2003 18:13
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Tehnik
Посетитель


Во первых, спасибо.
в третьих - в описываемом эпизоде норма - кубометр камня.

Фрагмент справки нашел здесь:
http://www.pseudology.org/GULAG/Glava02.htm
Как я понял, по стране.

Old Post 12.06.2003 21:29
Tehnik на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Mogultaj
Постоянный посетитель

Moscow

При Сталине так при Сталине...

В свое время я держал в руках статистические отчеты ОГПУ-НКВД по строительству Беломорканала. Там такая туфта шла - что лечь и помереть. При суммировании вырытого по отчетам получалось несколько объемов Беломорканала...


Проверка боем в 1938-1941 годах выявила фанастически халтурное обучение солдат и младших офицеров, вплоть до неумения пользоваться собственной техникой. А отчеты о боевой и политической подготовке писали очень исправно, а уж доносов было - море. И по всем этим данным выходило, что ничего, все исправно.

Существовали нормы питания на тыловые гранизоны во время войны. Встречал нескольких человек, их помнящих - все как один говорили, что нормы эти и тенью не соблюдались.

А в 1987 и доносов, и отчетов писалось - моря разливанные. И все по ним было очень хорошо.

Где перекрестной проверки показателей нет - там недодают везде, что при Сталине, что при раннем Горбачеве. Вот если пункт А рапортует: ушло в пункт Б 7 канцелюриков, а пункт Б рапортует: пришло из А 7 канцелюриков, - то есть хороший шанс, что не врут. Или медицинская статистика смертности: врачи подают, ЗАГСы подают, милиция подает...
А какая перекрестная проверка на показатели по питанию? При казарменных тувлетах счетчики ставить? Так и те дежурные по роте подкрутят, как им скажут.

Old Post 13.06.2003 05:42
Mogultaj на форуме СведенияПриватное послание СайтНайти все
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

В ответ на:
Там такая туфта шла - что лечь и помереть. При суммировании вырытого по отчетам получалось несколько объемов Беломорканала...

Так классика же. "Без туфты и аммонала..."

С уважением,
Антрекот

Old Post 13.06.2003 05:45
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Tehnik
Посетитель


В ответ на:
А какая перекрестная проверка на показатели по питанию?


Если у нас есть отчеты и доносы на зампотыла, то мы имеем уже два источника. Если мы, к тому же, имеем результат на выходе (самое лучшее в этом смысле - изменения веса л/с батальона) - то три.
Как Вы могли заметить, приведенные мной в начале представления и ходатайства НЕ утверждают, что все исправно. Наоборот. Строго говоря, это и есть те самые "доносы". Зачем прокурору указывать на незаконность и при этом завышать показатели? Но даже по ним 200 граммов по Солженицину не выходит никак, хотя ситуация _объективно_ самая неблагополучная.
Кроме того, известно, что люди на 250 граммах _могилу_ вырыть не могут:
" вырывали незначительную ямку, прикрывали незначительным слоем земли или снега и уходили, а некоторые просто, попробовав рыть могилу (что было очень трудно), бросали на коадбище покойника и уходили."(Из "Отчета городского управления предприятиями коммунального обслуживания о работе за год войны с июля 1941 по июнь 1942. Раздел "Похоронное дело".ЦГА Спб, ф.2076, оп.4, д.63 л. 147-191)
Или, может быть, это тоже приписки? Чтобы скрыть тот факт, что "На двести граммах Беломорканал построен"?
Вот вам и результат на выходе. Кроме того есть показатели смертности на 250,350 и далее граммах(по месяцам, считаю по 1-й категории - рабочие, так как з/к в ИТЛ занимались все-таки тяжелым физическим трудом). И показатели смертности в лагерях.

Исправлено (Tehnik, 13.06.2003 10:29).

Old Post 13.06.2003 09:10
Tehnik на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Antrekot
вымышленное существо

Сидней/Сидней

Техник, я же говорю, зависит от того, где, как и _когда_. На Беломорканале "желудочную" шкалу внедрили впервые. Потом, к середине 1937 она процвела по всем дальневосточным и части казахстанских лагерей. Плюс то обстоятельство, что грабеж в лагерях стоял совершенно фантастический. На всех уровнях. Грабеж был такой, что когда создали каторжные лагеря, тамошние заключенные с удивлением обнаружили, что несмотря на куда более жесткие каторжные нормы, еды стало _больше_. Просто блатарям перестали "носить".
Кстати, кубометр как норма на _бригаду_ - это совершенно удивительно.

С уважением,
Антрекот

Old Post 13.06.2003 15:35
Antrekot на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Tehnik
Посетитель


На бригаду - 18. В бригаде 18 человек. Это я поделил.

Old Post 14.06.2003 12:27
Tehnik на форуме отсутствует СведенияПриватное послание Найти все
Текущее время - 14:12.
Страниц (2): [1] 2 »  

Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | Свиридов

Powered by: vBulletin Version 2.2.9 . Copyright ©2000 - 2002, Jelsoft Enterprises Limited.
Лицензия на форум приобретена "Ардой-на-Куличках" у компании "Jelsoft Enterprises Limited". Все права защищены.