Antrekot вымышленное
существо
Сидней/Сидней
|
как вы относитесь к
отцу Ариме
Надо сказать,
что хотя позиция иезуитов в Японии сильно пошатнулась после
того как черти (а это безусловно были они) принесли в Японию
голландское судно "Лифде" ("Любовь") под командой англичанина
Вилли Адамса, самый основательный удар Обществу Иисуса нанесли
их собственные единоверцы со светской стороны гриба. В 1609
в гавань Нагасаки пришел очередной португальский "черный
корабль" "Милосердная Богородица", груженый 200 тоннами
китайского шелка. Иезуиты были счастливы - процветающая
торговля была залогом их успеха. Но несчастный падре Жоао
Родригес чуть не вырвал себе все волосы, что остались вокруг
тонзуры, когда выяснил, кто командует кораблем. Капитаном
"черного корабля" был Андре Пессоа, бывший губернатор Макао.
За три месяца до того городская стража Макао по его прямому
приказу перебила почти весь экипаж японского торгового судна
за "нарушение общественного порядка". Оставшихся в живых
заставили дать показания, что они первыми напали на втрое
превосходящий их числом отряд стражников, мирно проходивший
мимо. Потом им отрубили кому что и отправили обратно. Глава
регентского совета Иэясу Токугава еще не решил, как
разбираться с этим случаем, а Пессоа тут же поспешил пополнить
список. Когда таможенная служба даймё Нагасаки попросила
разрешения подняться на борт, чтобы переписать груз (это была
нормальная процедура), Пессоа приказал прогнать их. Даймё
пришел в ярость, но ему страшно не хотелось ссориться с
португальцами, и он заявил, что осмотрит груз сам. Пессоа
ответил, что ни одной желтой обезьяны на борту у него не было
и не предвидится - что было достаточно неосторожно с его
стороны, потому что даймё, уже лет 15 как христианин,
вообще-то не нуждался в переводчике, даже если беседа велась
на португальском морском жаргоне. Лучшей возможной местью в
этой ситуации был просто подробный доклад о ней. Получив этот
доклад, Иэясу рассвирепел и вызвал Пессоа к себе, гарантировав
ему, впрочем, безопасность. Но Пессоа в Макао таких местных
царьков 12 на песо покупал - и даже иезуитские переводчики не
смогли вернуть его ответ в рамки дипломатического
протокола. Тогда Иэясу вызвал еще одного местного даймё
Ариму Харунобу и приказал ему захватить "черный корабль".
Моряки, пострадавшие в том инциденте в Макао, были вассалами
Аримы, так что тот радостно взял под козырек и отправился
ловить Пессоа. Собрал 1,200 человек вассалов и 30 лодок и
темной январской ночкой 1610 года попытался взять "Богородицу"
на абордаж. Вилли Адамс, к тому времени самурай, начальник
кораблестроительных верфей Токугава и командир артиллерии,
пытался объяснить Ариме, что Пессоа по прежней должности своей
должен был собаку тушеную съесть на малайских пиратах, но
Арима к варварам относился примерно так же, как Пессоа к
японцам, и советом пренебрег. Самураи Аримы пребывали в
такой уверенности относительно исхода боя, что еще с середины
залива принялись палить в воздух из мушкетов и выкрикивать
всякие речевки в адрес Пессоа. Пессоа же подождал, пока те
подберутся поближе, а потом приветствовал их залпами с обоих
бортов, на чем атака и кончилась. Причем, речевки, видимо, в
какой-то мере достигли цели, ибо каждый залп португальца
сопровождался фанфарами. Следующие три дня повторялась та
же история (портовые власти, естественно, делали вид, что
ничего не происходит - бандитов нынче развелось, страх...), а
6го января переменился ветер и Пессоа решил вывести свою
карракку в открытое море, во избежание. Арима за это время
усилил свой отряд за счет наемников и прготовил португальцам
сюрприз - пловучую осадную башню достававшую до верхушки
грот-мачты "Богородицы". Башня была обтянута мокрыми шкурами -
от огня. Бредовое это устройство повергло португальцев в такое
недоумение, что несколько самураев даже успело высадиться с
него на палубу, прежде чем корабельная артиллерия снесла башню
с лица залива. Абордажная партия продержалась минут пять,
двоих Пессоа зарубил своими руками. Моряки уже праздновали
победу, но тут кто-то наверху решил, что Пессоа все-таки ему
нравится меньше. Случайный выстрел кого-то из людей Аримы
угодил прямо в гранату с уже зажженным фитилем, которую один
из матросов уже изготовился было бросить по нападавшим.
Граната, естественно взорвалась, осколки посыпались на палубу,
вспыхнул рассыпанный кем-то порох, загорелся полусвернутый
парус на бизани, а за ним занялись и снасти... Пессоа понял,
что кораблю конец, и решил, что конец этот выйдет несколько
громче, чем рассчитывал Арима. "С бестрепетным сердцем, не
говоря ни слова, оставил он свою шпагу и щит в своей каюте и,
взяв в правую руку распятие, а в левую - горящий факел,
спустился вниз и поджег пороховой склад." Уж не знаю, как оно
там было - очевидец, описавший эту сцену, очень быстро
сообразил, что происходит, и и спрыгнул в воду - но вышло
действительно громко. "Милосердная Богородица" поднялась над
водой, раскололась напополам - и мгновенно затонула "на
глубине 32 фатомов", как заметил педантичный Адамс. Пессоа,
естественно, не нашли. Шелка тоже. Иэясу пришел в крайнее
раздражение, но ограничился тем, что отстранил от должности
главного переводчика падре Родригеса со словами "Если они не
могут вежливо разговаривать через своего друга, пусть
разговаривают через врага." И назначил на освободившуся
должность Адамса, к тому времени свободно объяснявшегося
по-японски.
На том бы и кончилось. Но через год из
Новой Испании прибыл полномочный посол - капитан Себастьян
Визчьяно. Он помянул нагасакский инцидент как проявление
недружественного отношения к подданным испанской короны и в
качестве компенсации потребовал а) права обследовать и
нанести на карту все побережье страны (Иэясу мгновенно
согласился) б) дать испанским священникам право въежать в
страну по желанию и проповедовать в любой точке Японии (Иэясу
отказал, заявив что "наша вера отличается от вашей" и лучше
если проповедь будут вести люди, уже знающие страну - то есть
Общество Иисуса.) в) немедленно передать в руки испанских
властей всех голландских и английских еретиков и
пиратов. Вот тут аудиенция перетекла в совершенно
неяпонский скандал, потому что Иэясу зашипел "как очень
большая рогатая гадюка" и сказал, что ему все равно, кто перед
ним, черт с рогами или ангел с крыльями, пока этот кто-то не
нарушает японских законов. (Уж не знаю, Адамс ли добавил
переводу красок, Иэясу ли нахватался христианской
терминологии.) На это Визчьяно презрительно скривился и
заявил, что Его Католическому Величеству вообще дела нет до
Японии, но он желает привести все народы мира в объятия Святой
Католической Церкви и так спасти их души, а потому не в
интересах местной власти дразнить гусей. Тут окружающие
опомнились и быстренько вытолкали посла из зала, слегка при
этом повредив. На чем присутствие Испании в Японии и
закончилось и началось существование голландской фактории в
Нагасаки.
Исправлено
(Antrekot, 05.07.2003 16:19).
|