Antrekot вымышленное
существо
Сидней/Сидней
|
Шинсен или злостное
умножение сущностей часть 1
Когда
командор Перри использовал свою артиллерию в качестве
устричного ножа, в Японии, как уже было сказано, это
восприняли как конец света – без всяких преувеличений.
_Иностранцы_, хозяйничающие на японской земле? Диктующие
правительству условия? Да лучше всем островом под воду
провалиться. И огромное число людей – особенно в так
называемых «недружественных» провинциях (то есть ханах,
некогда враждебных дому Токугава) решило, что если так –
значит мир перевернулся вверх тормашками и все можно. Самураи
– особенно молодые – бросали свои ханы (дело совершенно
неслыханное) и направлялись в старую или новую столицы, в
надежде как-то повлиять на положение вещей.
А
представление о том, в какую сторону надо влиять, у них было
простое. Большинство из них на полном серьезе полагало землю
Японии священной в прямом смысле слова, а политику изоляции,
проводимую Токугава – совершенно правильной. Бакуфу, допустив
варваров в страну, совершало с их точки зрения неслыханное
предательство. А уж те, кто _ратовал_ за открытие страны, были
предателями в квадрате и подлежали немедленному истреблению.
Такому же истреблению подлежали и сами иностранцы, самим
присутствием оскверняющие землю Японии. Градус ксенофобии был
чудовищный. Уже помянутый Хитоцубаши Ёшинобу считался в
определенных кругах опасным вестернизатором уже потому что
любил свинину и при езде верхом пользовался европейским
седлом. (Интересно, что бы сказали господа изоляционисты, если
бы узнали, что из всех средств передвижения Ёшинобу
предпочитает велосипед? Бедняга получил возможность ездить на
нем открыто, только после того как отрекся от титула
сёгуна.)
Программа-максимум у этих оторвавшихся от
ветки родимой самураев (роши) была проста – перебить
предателей, свергнуть бакуфу и по священной воле императора
изгнать варваров, чтобы все стало как раньше, только лучше.
Программа-минимум – спровоцировать войну между варварами и
бакуфу (атаки на европейские кварталы или на европейцев,
рискнувших появиться хоть где-нибудь без охраны, происходили
постоянно) – ну и конечно перерезать всех
предателей.
Большинство из роши так или иначе
присоединялось к группировкам Ишин Шиши («людей благородной
цели»), но даже неприсоединившиеся представляли собой угрозу
по причине буйства и неорганизованности. И глава хана Айзу,
Мацудайра Катамори подумал, что, когда дует ветер, умные люди
строят мельницы. И решил мобилизовать часть этих бесхозных
самураев для охраны порядка в Киото. (Дело в том, что
нормальная японская полиция оружия не носила, приспособлена
была для ловли воров и пресечения пьяных драк и никак не
годилась для борьбы с хорошо вооруженными и даже некоторым
образом организованными самурайскими отрядами.) Хатамото
Киёкава Хачиро были даны полномочия подобрать подходящих для
этого дела людей. Он набрал довольно большой отряд, названный
им Рошингуми (то есть «ополчение роши»), выдвинулся к Киото и
стал лагерем в деревушке Мибу. Но вообще-то охрана порядка в
старой столице никоим образм не входила в его планы. Киёкава
был тайным сторонником проимперской партии – и намеревался
использовать созданный на деньги бакуфу отряд против
правительства. Киёкава собирался во главе своих людей
напасть на американский квартал – пусть потом правительство
попробует доказать, что оно тут ни при чем – и таким образом
спровоцировать войну. Но тут ему не повезло – или скорее
сказалась его некомпетентность в кадровой политике. В
созданной им части незаметно для него образовалось два
независимых подразделения. Компания некоего Серизавы Камо –
бывшие бойцы армии Тенгу (это отдельная долгая история), к
тому времени превратившиеся в обычную банду, и люди из
фехтовальной школы Теннен Ришин – Кондо, Хиджиката, Окита,
Харада,Нагакура, Иноуэ, Яманами, Шимада – сплоченная группа,
объединенная дружескими связями и весьма специфической
идеологией (см. ниже). И когда на очередном совещании
Киёкава заявил, что переходит на сторону императора, Хиджиката
Тошидзо, второй номер в Теннен Ришин, встал и сказал, что это
прямая измена – и люди Камо, которым страшно не нравилось, что
ими вообще командует посторонний, его поддержали. В
результате, что-то около 40 человек решили уходить с Киёкавой,
а 13 - остаться в Мибу. Любопытно, что 40 против 13 ничего
предпринимать не пытались – а вот Киёкава на следующий день
налетел на засаду, чудом уцелел, намек понял и из Киото
убрался, бросив своих людей.
Оставшиеся решили
создавать свою организацию, названную «новое ополчение» -
Шинсенгуми. Но это был «дом разделенный». Серизава Камо
большую часть времени занимался гульбой и вымогательством
(иногда даже при помощи артиллерии) и сторонники его от него
не отставали. Кличка «волки из Мибу», данная Шинсенгуми и
впоследствии вошедшая в легенду, сначала вообще-то имела в
виду именно эти инциденты и была презрительной. В конце
концов, у князя Мацудайры лопнуло терпение и он решил, что
исключительные боевые качества Камо не покрывают причиняемого
им беспокойства. Он вызвал к себе Кондо Исами, главу
фехтовальной школы Теннен Ришин, делившего тогда с Камо
командование, и сказал ему, что больше не желает ничего
слышать об это скандалисте.
Через несколько дней второй
человек в команде Серизавы Камо, Ними Ниишики, тихо взымал
дань с трактирщика в квартале Гион, когда в трактир вошли
Хиджиката, Харада, Нагакура и... ближайший друг и собутыльник
Ними и Серизавы молодой человек по имени Сайто Хаджиме
(Серизава еще восхищался «пьет как губка, а дерется как
трезвый»). Ними прижали к стенке и заставили покончить с собой
на месте. Еще через две недели Серизава Камо,
предусмотрительно менявший место ночевок и никогда не ходивший
один, был убит в публичном доме в Мибу «неизвестными
грабителями». Сторонники его либо также пали жертвой
неизвестных злоумышленников, либо бежали. С этого времени
Шинсен стал Шинсеном – то есть самым дисциплинированным и
боеспособным воинским формированием на службе
сёгуната.
Ирония ситуации заключалась в следующем.
Глава этой самурайской организации - Кондо Исами - был
вообще-то сыном крестьянина, которго за исключительный
фехтовальный талант усыновил его учитель-самурай (дело в
Японии обычное). Его заместитель, блистательный тактик,
ходячая чума, "злой дух Шинсена", Хиджиката Тошидзо был сыном
крестьянина, не усыновленным никем. Откуда он взял не
положенную крестьянину по штату фамилию, осталось неизвестным.
Известно только, что его права носить два меча не оспаривал
никто - не было желающих. Остальной состав был не лучше -
смаураи низшего ранга, бывшие крестьяне и даже (о ужас!)
бывшие ремесленники и торговцы. В счет шло только умение
владеть оружием, обучаемость и согласие подчиняться довольно
специфическим правилам, о которых отдельно. Опора режима,
защитники традиции - эти люди нарушали установления Токугава
самим фактом существования.
А причина, по которой они
поддерживали бакуфу была еще веселее. Не знаю, когда это
началось, но к 1864 году вся верхушка Шинсена уже состояла из
сугубых республиканцев - причем самого радикального образца
(всеобщее прямое избирательное право, и т.д.). Им казалось,
что военную меритократию (каковой было бакуфу), пусть даже и
коррумпированную, будет легче превратить в нечто путное,
нежели прямое императорское правление. (Уже под конец войны, в
1869 Хиджиката и Эномото Такеаки попробовали осуществить ряд
этих идей на Хоккайдо.) Надо сказать, что эти умонастроения
не были для шинсеновского начальства секретом и совершенно
оное начальство не беспокоили. (далi буде)
Исправлено
(Antrekot, 18.05.2003 16:50).
|