Mogultaj Постоянный
посетитель
Moscow
|
2 Kagero
*** Чудом же
я обьявил только то, что он был "(очень) добрый деспот", в то
время как в норме люди либо злые деспоты, либо незлые деспоты,
либо добрые вожаки, либо злые вожаки....*** Только это чудо
резко перестает быть чудом, если убрать из концепции
деспота».
Но ведь деспота Вы смогли убрать только за
счет не меньшего чуда – внезапно пробившей его любви к Персии,
да такой, что он решил _притвориться_ персидским деспотом
просто для того, чтобы персам не было так обидно, чтобы они
себя комфортнее чувствовали. При этом своих новых любимых
воспитывать свободными он нисколько не хотел – такая вот
любовь – а хотел, чтобы они себя чувствовали попривычнее и
покомфортнее, уж какие есть. И ради такой любви перевел на
мыло много народу! Только ради любви – политической
необходимости обеспечивать персам такой душевный комфорт у
него не было никакой.
Обо всей этой любви в источниках
нет ни слова и ни звука. Психологически она никак не меньшее
чудо, чем картина, рисуемая мной. Обратите внимание,
фактическую сторону дела мы рисуем примерно одинако: он был НЕ
совсем НАСТОЯЩИМ ДЕСПОТОМ, он хотел быть деспотом только
номинально, по знаковому статусу, а вел себя с теми, кто это
признавал, совсем не так, как деспоты (а тех, кето не
признавал, карал за точно обозначенную вину, а не по капризу и
не превентивно). Только я объясняю этой волей к самому
статусу абсолютного господина, жаждой того, чтобы все четко
признали себя покорными ему, сверхчеловеку, рабами, а Вы –
задушевной любовью к Востоку. У чувств, усматриваемых мной,
есть прецеденты. О том же Александре Павловиче справедливо
говорили, что он готов был бы с радостью дать всем свободу,
лишь бы эти свободные по своему свободному выбору готовы были
подчиняться ему во всем, чего он от них захочет (а он и не
захочет-то ничего особенного, его сам принцип интересует –
зато уж принцип его интересует на все сто). У Вашей
модели, вероятно, тоже найдутся прецеденты – но я их не
знаю. И получается не просто Штирлиц, который по
политическим соображениям нацепил форму СС, но потом еще и
должен был, ради поддержания этого имиджа, убивать советских
разведчиков, своих соратников. Притом делал он это не для
дела, а из любви к немцам, которой ни с того ни с сего
проникся! И не тяжело ему было?
И, самое главное, ЧТО
же он так полюбил? Вы решили, что этот мой вопрос –
риторический, что он имеет смысл «что было в Персии ДОСТОЙНОГО
любви?» И ответили про Вавилон и Японию. Но я имел в виду в
первую очередь куда более простой вопрос: действительно, что?
Что конкретно? Я могу сказать, что я люблю в Вавилоне, хотя бы
это что-то у других вызывало тошноту. Вы можете сказать, что
Вы любите в Александре или Японии, хотя бы Курций Руф или Ваша
подруга этого чувства не разделили. Слэшеры могут сказать, что
именно их так лирически привлекает в сюжетах, от которых
Икс-Игрек-Зэт просто костьми ложатся от хохота.
А вот
что же именно Александр полюбил в Персии и персах? Пусть даже
кому-то это бы не полюбилось, ЕМУ-ТО что полюбилось? Вы об
этом не пишете. В источниках о такой любви нет ни единого
слова. Пока положение остается таким, постулируемая Вами
любовь, на которой держится вся Ваша конструкция (в отличие от
Тойнби, вместо этой любви вводящий мечту Нагульнова о мире,
где нет ни белых, ни черных, а все ровненько коричневые – вот
для предположения такой вытребеньки в источниках и впрямь
материалы есть), остается не меньшим чудом и еще большим
домыслом, чем мой «великодушный
рабстволюбец».
«Аналогия с газовой накидкой хороша, но
не верна по сути: платок или накидка на лице - вот символ
власти мужа над женой. Так вот, если Сашку по каким-то делам
переведут куда-то в тт же Иран и мне придется с ним ехать, и
однажды он мне скажет: знаешь, ты ходишь с открытым воротом и
с открытой головой... поэтому местные коллеги думают, что ты
заигрываешь с чужими мужчинами и меня совсем не уважаешь. А
мне надо поддерживать у них авторитет. Пожалуйста, при них -
веди себя так, будто ты меня до судорог боишься, а еще начинай
носить поаток на голове и закрытые платья. Когда мы вдвоем -
пусть все будет по-прежнему, но при них - разыгрывай из себя
Гюльчатай.... Если отложить бабскую гордыню в сторону и
посмотреть с практической точки зрения - то другой поворот
событий втянул бы мужа в дурацкий и совершенно бесплодный
конфликт с местными... Так что здесь я македонского тезку
своего мужа полностью понимаю».
Так то-то и оно, что
нет! В Вашем примере все держится на том, что Вашему мужу
будет ТРУДНЕЕ и ХУЖЕ, если Вы не будете разыгрывать Гюльчатай
(интересно, а если на Чукотке он будет работать, а там обмен
женами требуется по сценарию – Вы же навстречу все равно не
пойдете, под какой бы удар это не ставило отношения Вашего
мужа с местными жителями; да и он от Вас такого в жизни не
попросит. А признать Александра богом и сыном бога, да и сам
проскинезис – это для македонцев явление именно такого
порядка, а не порядка ношения паранджи...). Но у
Александра-то другая ситуация! Мы же выясняли на примере
Селевкидов, что местными ОТЛИЧНО МОЖНО РУЛИТЬ и без всего
этого. И пришли к тому, что Александр все это затевает не для
своего политического выживания, а из чистой бескорыстной любви
к Востоку и его людям... Так представьте себе, что в Вашем
примере Ваш муж требует от Вас носить паранджу вовсе не
потому, что без этого у него дело прахом пойдет или встанет
под большой удар, а ИЗ чистой бескорыстной ЛЮБВИ к своим
восточным соседям, чтобы они, бедные, не переживали лишнее,
чтобы не томилась и не сокрушалась и не испытывала дискомфорта
их душа при виде того, что вот, баба – и без паранджи
ходит!... И не ПРОСИТ Вас муж о парандже, а ТРЕБУЕТ, а при
отказе готов Вас об колено ломать, чтоб Вы только паранджу
надели...
Что, и тут наденете? Разве что по одной
логике: «Ну, любимый, вижу – у тебя настоящая креза. Но ты мне
и с крезой дорог, придется пойти навстречу...» Наденете из
ЖАЛОСТИ и ЛЮБВИ к нему. Так по этой системе и куча
македонян себя вела, я об этом и писал. Не исключено,
кстати, что подсознательно он именно эту любовь и хотел
потрогать руками. «Мол, если любите меня – то сделаете это.
Это ж чисто знаковая штука! (А не делаете – значит, не любите.
Меня не любить? Меня не слушаться? После всего, что я для вас
сделал, не сделать для меня такой малости, а начать
выкомариваться? Да, это вам не по чину – проскинезис и все
прочее. А сатрапами сидеть и золото пудами огребать вам по
чину, да? При батюшке были рады-радешеньки фракийский городок
завалить, а я вам полмира взял на копье и с этого копья дал
кусать и жрать!)»
***Да как Селевкиды ввели феодальную
свободу. Они же именно в ПЕРСИИ ее и ввели. С конца 3 века или
начала второго.*** Да - но только для своих». Да то-то и
оно, что для азиатов! Для своих они ее держали с самого
начала. А с конца 3 века они начинают давать широкую автономию
местным князьям. Та самая Персия, коренная Персия, как
получила эту феодальную автономию около 200 года, так и
удерживала ее аж до самых Сасанидов.... И тоже никто не
умер.
Теперь про поп-характер версий. Видите ли, когда
главный герой дела помер в 323 и настолько знаменит – за
истекшие тысячи лет ЛЮБАЯ версия обрастет своими попсовыми
интерпретациями. И уж Александр-то –
культуртрегер-аккультуратор – это такая попсовая версия, что
дальше некуда. И Александр – злой тиран – тоже. И Александр –
добрый тиран – тоже. Тойнби коллеги ругали именно за
попсовость его взгляда на Александра. Вот разве что
конкретно Ваша модификация первой версии – Александр- «и
почему я в тебя такой влюбленый» по отношению к Востоку – не
успела обкататься в попсе, потому что Вы ее придумали
сами.
Теперь про подсознательное оригинальничанье в
версиях. Вы пишете: «Вот только на чмурении Кассандра никто не
приподнялся :). А чмуряАлександра, можно прославиться
независимостью мышления». Это Вы по частичной
неосведомленности. К 1800 году толкаемый мной взгляд на
Александра – совершенный стандарт. Он и в древности был одним
из стандартов. Оригинальничал как раз Арриан –и этого не
скрывал. Независимости мышления в представляемой мной модели
никакой не было и тогда (она восходит к тем самым македонцам,
которые считали проскинезис и пр. злой деспотической крезой) –
больше того, к 1900 ВООБЩЕ НЕ ОСТАЛОСЬ НИ ОДНОЙ МОДЕЛИ об
Александре, отстаивая которую, можно было бы
продемонстрировать независимость мышления. Если же брать
по распространености. то к 1900, как и к 1800, именно моя
модель была спокойной академической рутиной – а тягу к
оригинальничанью, если уж вообще ее искать, проявил Тойнби,
сознательно воскресивший Александра Арриана. А еще хлеще
оригинальность выдал Корнеманн, по которому Александр и вовсе
европейский культуртрегер, желавший Восток покорить под ноги и
посадить на нем европейскую расу господ – и в хитрых
политических целях, чтоб эта штука у него прошла, маскировался
под восточника, а глупая часть расы господ этого не поняла и
квакала, а умная – поняла и прикинулась.... Со времен
Тойнби его схема утратила попсовость и оригинальничанье, тоже
стала почтенной академической схемой. А французы, к
примеру, продолжают линию, представляемую мной: «Александр как
последний Ахеменид, - по собственному вкусу, мечте, призванию,
пристрастию и плану». Крупнейший нынешний специалист по
Александру, Бриан – он в этом направлении толкает дело. Так
что здесь попсы и оригинальничанья нет вовсе (она снаружи
висит на всех этих делах, причем в наибольшей степени – как
раз на тойнбистской версии).
***К тому же в 324 он
хотел на Запад - и тоже до последнего моря...*** Да, было у
товарища шило в попе. Само по себе непредосудительно. Насильно
он за собой никого не тащил». Т-то есть как это? Это
добровольцев он, что ли, гнал с собой? А супостаты убитые –
они тоже хотели? Другое дело, что это действительно
непредосудительно. Обычный индоевропейский
король-герой-великий воитель-за-гегемонию. От раджей индоариев
до кельтских ригов.
По заговору – поскольку доказать
тут ничего нельзя, отвергать Вашу версию не возьмусь. Но вот
тех уязвимых мест, которые Вы нашли в версии «эпирской», там
нет: «А дядя-то зачем? Его же женили на Клеопатре именно
для того, чтобы без позора для него отослать Олимпиаду. Он же
сестру, по большому счету, уже сдал, согласившись на этот
брак». Весь вопрос – для вида сдал или на самом
деле? «Когда бы Алексанр оскорбился за матушку, он высказал
батюшке все, то у него накопилось, собрал своих пацанов,
прихватил матушку и поехал в Эпир. Вот его стиль. А заговор -
не его стиль». Верно, но он тут, по излагаемой мной версии,
и не решал. Решали Олимпиада и Молосский. А уж их стиль.... А
ему просто оставалось либо встать с ними, либо их заложить.
Они сделали него заложником своей интриги. Заложить матушку он
уж точно не мог, какое бы черное дело она не собиралась, по
его же оценке, делать. Потом, сдать единственный трамплин
к трону, который даст ему возможность завоеваний, о которых он
мечтал с детства – это едва ли он бы
сделал...
***Ага. Ну, еще приказывал, на ком
жениться. Как на скотном дворе*** Ой, типа, он первый или
последний, кто устраивал браки приближенных по политическим
соображениям. Если это брать критерием - то монархи вообще
самый ущемленный в мире народ: крайне мало кто женится по
причине вспыхнувшей приязни. Генрих 5-й Английский тоже
устраивал браки братьев, не особо у них спрашивая». МОНАРХИ
и их БРАТЬЯ – да. Служба такая. А вот попробовал бы Генрих так
устраивать браки какого-нибудь Хотспера, будь тот на стороне
Ланкастеров... Другое дело, что за отказ от ТАКОГО приказа,
Александр, надо отдать ему должное, лишил бы милости и обругал
бы дураком, но пальцем бы не тронул. Он не Ксеркс...
«Я
бы сделала попытку объяснить Александру, в чем он неправ, но
не так, как этот придурок Каллисфен». И улетели бы туда
же, куда и он. Потому что бога и сына бога, если чего ему
прочно взбрело в голову и он это уже огласил в качестве
принципиального требования, - не переучивают ни по-умному, ни
по-придурочному. Оскорбление величия получится... Вот были
бы Вы Гефестионом – куда ни шло. Он бы вас послушал, потрепал
по голове и сказал: - эх, хороший ты парень, но не твоего,
брат, оно ума дело. Пошли-ка лучше кирнем! Уже Птолемей не
осмеливался ему даже по ВОЕННОЙ части советы давать к 327
году....
Кстати, по существу:
«рано или поздно
у тебя вырастет сын, который этого хлебнет с малолетства - как
ты - солдатской любви. И он-то будет смотреть на это дело не
так как ты. Он привыкнет принимать подхалимаж за истинную
любовь...» И он Вам ответит: значит, не будет в моем сыне
величия души, так туда ему и дорога. А будет – не
разложится. Не сильно он заботился о сыновьях. Он
империю полумолчаливо завещал сильнейшему, он отказался
называть наследника, он своими руками подготовил на смертном
одре междоусобицу – чтобы в борьбе победил и выковался, по
отборочному конкурсу выявился, прошел и проявился новый
сверхчеловек, достойный принять его наследство... Сын он там
будет или не сын. Он даже прекрасно знал, что это будет
никакой не сын, что у семьи его шансов выжить нет – он сами их
ей не оставил...
«А почему Вы думаете, что Филипп не
мог оценить Сократа?» Мы, македоняне, простые люди, так и
зовем корыто корытом. Филипп бы в Сократе увидел бездельную
игру слов. Которой в Сократе и впрямь хватало с его приколами
про то, хорошо ли лгать, а если нет, то почему хорошо обмануть
врага...
***А что мечтал, как кланяться заставит - это
точно*** Он Вам сам признался?» «Точно» – это
художественное преувеличение:). Но вот то, что с детства он
мечтал о чем-то мегало- в смысле власти – это точно. «Ищи
себе, сынок, другого царства, Македония тебе
маловата...»
«Кстати, Грозный никем не притворялся -
что из него выйдет, было понятно уже в нежном
возрасте». Курбский почему-то не замечал, а считал все это
мелкими издержками характера. Адашев – тоже, Сильвестр –
тоже... Все они были потрясены переломом. Учитывая, что
озверел он явным образом только после массовой измены и
тяжелой болезни – они, возможно, и были правы. Если
вспомнить потрясший меня в свое время гинекологический прикол
(в точном смысле слова) Франциска Первого – а он был не
садист, и вообще милейший человек – то юношеские развлечения
Ивана приобретут сильно иной оттенок.
«Так македоняне в
глазах персов - вообще бандота». Почему Вы так думаете? В
глазах персов ВСЕ (от египтян до чукч) их глупеее, потому что
не дознались об Ахурамазде. Единственное исключение – иудеи,
которые не полные дураки, а только полудурки: Ахурамазду
учуяли, но не знают, ни как правильно называть, ни как
правильно почитать... Но хоть учуяли, и на том спасибо, уже
есть о чем с ними поговорить... А остальные – придурки
(Бех.надпись, 5 столбец + истории об Эзре-Неемии). Но
специально македонян как-то не уважать – да ни... Балканцев
они ОЧЕНЬ уважали с 5 века. Как им морду набили, так и
зауважали. Прием балканцам они оказывали блестящий – ни с
одним окраинным народом больше так не обращались. Они были
гордые люди, и если кто-то набил им морду, могли объяснить это
только тем, что те тоже джигиты высокого класса. Хоть в смысле
культа и неверные болваны. (Как Ричард к Саладину, а Саладин к
Ричарду).
«Ну и? Кир мидийские обычаи
ломал?» ИМЕННО! (в интересующем нас аспекте). Кир для
персов – патриархальный отец-вожак, а деспот только для
империи. Кир и не хотел быть для персов ничем иным. То есть
то самое, чего македонцы ждали от Александра.
***Вот
именно. Но обьединять и роднить людей поперек их воли - это и
значит играть в живых солдатиков*** Да, а по их воле - это
разграбить Персию и закатиться пировать в Вавилон». Так,
знаете, в этих забавах Александр был первым...
«Кстати,
опять же - Александр Каллисфена поволок в обозе с собой, чтобы
его в Персии не удавили потихоньку». Это кто б его там
давил? Как Александр бы сказал, так бы с ним и
сделали...
«про Ксеркса знаю слишком мало». Дядя,
который СО СТРАХУ, ЧТО ЕГО ОТРЕЖУТ, драпал из Греции после
Саламина, а ВОЙСКО оставил в Греции. Почему и пропер. Дядя,
про которого говорили, что при переправе через Дарданеллы в
бурю он обезумел от страха и воззвал к персам – своим
ближайшим дружинникам, окружавшим его: «Спасайте же своего
царя» – и те попрыгали в воду тонуть, чтобы разгрузить
корабль... Рассудительный Геродот пишет, что он лично не
верит, чтобы Ксеркс мог так поступить – но рассказывали о нем
именно это. Дядя, который никогда лично не принимал на
войне участие в бою. Дядя, которому съездили по морде в
480, а он вполне мог взять реванш – но предпочел сидеть дома и
заниматься гаремом. Не болело у него, что дали ему по морде, и
это осталось неотмщенным..
Вот и решайте, ЧТО в
таком человеке мог счесть «величием души» царь-герой, который
скорее помер бы, чем сделал бы хоть что-то из
вышеперечисленного (а в случае на корабле скорее сам бы
выпрыгнул за борт, и плыл, держась за веревку – ибо Сильный
берет на себя подвиг ради малых, а не наоборот. По закону
Первого Могущества)? Таким «величием души», что стоило бы
ПАМЯТНИКИ ЕМУ ВОССТАНАВЛИВАТЬ и ОХРАНЯТЬ – даже его врагам,
даже при разгроме всего его города и всех прочих
памятников?
П.С. ***У Наполеона вот не
упирались...*** Ну, и куда это их привело? Уперлись бы
перед Россией - выстояла бы Империя». Вот тогда она пала бы
с гарантией. Про весну 1811 знаете? А в 1812 он дважды имел
шанс выиграть войну и спасти Империю, причем второй раз – аж в
декабре 1812. В Вильно. Он даже думал, что реализовал этот
шанс... Целые почти три недели думал, оттого и был в таком
радужном настроении от ухода из-за Березины до конца декабря –
пока не узнал про литовскую катастрофу.... Это была такая
же война отчаяния, как для Японии – Вторая Мировая. Война не
по системе: «А дай-ка еще и это прихватим!», а по системе:
«Без войны так и так каюк, а тут ЕСТЬ ШАНС выкрутиться!» И
Наполеон этого нисколько не скрывал ни от себя, ни от
некоторых самых доверенных лиц. Наполеон был в безнадежной
западне с самого начала, и только его удача, и его военный и
государственный гений позволяли ему надеяться выкрутиться.
Его войны 1805 и 1807 (и 1809) суть совершенно такие же
войны отчаяния и ва-банка. В 1805 он чудом выкрутился. В
1809 – вторым. Причем в 1809 он даже нападать превентивно не
смел, просто ждал тихо, приговорит его Австрия, или, может,
пронесет... Она приговорила. Он приговор аннулировал – к
своему же немалому удивлению. Только война с Россией в 1812
могла спасти Империю. Все остальное – стопроцентный
гроб.
|