Mogultaj Постоянный
посетитель
Moscow
|
Otvet
Прошу
прощения за возможные повторения, приходится писать в темпе
вальса.
1. Самый простой ответ. Общество разве имеет
право по своему произволу исключать Вас из членов конвенции,
говоря: "все, я тебя больше не защищаю, ставлю тебя вне
закона, и ты волен делать, что хочешь, как получится; я тебя
бросаю"? Или исключить и выслать из страны? Нет, не имеет
(иначе Нюрнбергские законы – не клятвопреступление). Ну,
значит, и Вы по принципу взаимности не можете его бросать на
произвол судьбы по собственному желанию. Люди Вашей стаи
неправомочны расторгнуть с Вами конвенцию, выйти из конвенции
с Вами по своему произволу, просто потому, что им Вы надоели
или неудобны; и соблюдения этого принципа этого Вы,
несомненно, от них потребуете – иначе Ваша жизнь не будет
стоит ломаного гроша, и на черта Вам такая конвенция? Значит,
и Вы не имеете права бросать их и расторгать с ними конвенцию,
выходить из нее по своему произволу. Сопровождается ли такое
расторжение отъездом с территории социума или нет, никакого
значения не имеет. Если вся Ирландия уедет от Вас на Марс, а
Вас по своему произволу с собой не возьмет, а бросит на
произвол судьбы, оставив без работы, защиты и социальныхз
гарантий – как, не сочтете ли Вы, что она с Вами поступила
ПРОТИВ клятвы? Несомненно, сочтете. Ну, значит, и Вы не можете
просто по своему произволу уезжать от нее (если Вы им нужны и
они это говорят). Они Вас не бросают на произвол судьбы
(просто потому, что отныне Вы для них показались накладны,
бесполезны и обременительны), Вы – их не бросаете. Все взаимно
и сбалансированно.
2. "Позволили? Просто соблюдали
клятву по отношению к моим родителям и мне, а мы - по
отношению к ним. Можно говорить о моем долге перед клятвой как
таковой ("надо платить налоги", "нельзя обижать
слабых",...)" Верно, но чем отличается от этих клауз про
налоги и обиды клауза "нельзя бросать стаю без ее разрешения,
а разрешение она давать при известных условиях не обязана?"
Ничем не отличается. Отвечаю в целом на весь вопрос. (В
прошлом цикле у нас, кажется, образовалась внутренняя
логическая ошибка). Так точно, мы соблюдаем клятву по
отношению друг к другу, и в стране Хатти то же самое. Просто
клянутся в Ирландии и Хатти о несколько разных вещах: в Хатти
во взаимную клятву входит, в частности, и то, "что я от вас по
произволу не уеду, а вы от меня по произволу в другую страну
не уедете", точно так же, как рядом есть клауза "я вас не
убью, а вы меня не убьете". А в Ирландии вторая клауза есть, а
первой нет. А есть еще и третья клауза: "Если я стану
миллионером, то мне придется большую часть наследства отдать
стае, в вашу пользу, а не своим детям – такой обязательный
потлач – чистый грабеж, вообще-то; а если ты станешь
миллионером, то будет то же самое с тобой, и ты отдашь большую
часть своего наследства в нашу пользу". И много есть других
разных взаимных клауз в разных клятвах, просто первая клауза –
реверсивная, она говорит о праве конвенционера выйти или не
выйти из конвенции. Так и любой контракт оговаривает, когда и
как контрактер может его разорвать. И вовсе не обязательно это
будет свободное право. Нет никакой принципиальной разницы
между клаузами клятвы (А) "я вас не убью, а вы меня не
убьете", (Б) "я вам помогу деньгами в случае нужды, а вы мне
поможете деньгами в случае нужды" и (В) "я от вас не сбегу в
случае, если я вам буду сильно нужен, и никто из вас от меня
не сбежит, если он мне будет сильтно нужен / я вас не оставлю,
вы меня не оставите". Все это совершенно нормальные взаимные
обязательства (разве что А – касается компонента ненападения,
а Б и В – компонента взаимопомощи), когда каждый поступается
чем-то своим в обмен на то, чтобы и другие при случае
поступились для него тем же самым "чем-то". При этом он
рискует тем, что ему это "что-то" в жизни не понадобится –это
никак не снижает его обязанности поступаться своим кусочком
"чего-то". Если человек скажет: "а я здоров как бык, хрен ли
мне ваше здравоохранение- не буду платить на него налоги! А уж
если я заболею, к врачам обращаться не стану, обещаю, а
обращусь – можете меня в тюрьму сажать", - что сделают в
Ирландии с таким умником? В тюрьму посадят за неуплату
налогов. А если не посадят, а легализуют такие штуки – кранты
придут такому сообществу.
Значит, мы обсуждаем просто
стандартный вопрос: отвечает ли такая-то клауза ("вы имеете
право меня мобилизовывать, а я имею право как конвенционер
вкупе с другими мобилизовывать каждого из вас") духу и природе
клятвы о взаимном выживании, или нет? Отвечает ли она принципу
минимизации страданий конвенционеров, или нет?
Ответ
дает сама жизнь. Я не думаю, что Вы ставите под сомнение право
стаи мобилизовывать своих членов (то есть, повторяю,
прикреплять их не только к стае, а еще и к определенной
опасной работе) В СЛУЧАЕ НАДОБНОСТИ. Во всяком случае, если Вы
это сделаете, то разойдетесь со всеми обществами мира. Да,
нынешний Запад ввел профессиональные армии – но только пока
может ими обойтись. А надо будет для вящего обеспечения
безопасности и выживания всей стаи – отлично мобилизует. И
никто не считает милитаризации и мобилизации времен Второй
Мировой несправедливым посягательством общества на права
личности. Итак, вопрос сведется к тому, на какую именно
мобилизацию имеет моральное право стая в таких-то и таких-то
обстоятельствах, а какая будет уже непотребным изуверством. И
вопрос о свободе выезда здесь ничем не будет отличаться от
вопроса о свободе смены профессии, или ухода с завода, или
увольнения из армии, и вообще свободы любого передвижения
человека, будь то вне или внутри общества. В случае опасности
или другой необходимости вводятся комендантский час, карантин,
прикрепление граждан к государству или заводу, мобилизация их
в армию и прочие ограничения их свободы распоряжаться собой и
двигать туда, куда они хотели бы двигать. И дело только в том,
действительно ли есть такая общая необходимость, или это глюк
начальства, которому так проще и удобнее, или оно находит
тихую отраду в игре в живых солдатиков, и очень злится, когда
солдатики напоминают, что такие игры положено
минимизировать.
Еще раз, сама та клауза, что "в случае
особой необходимости мы имеем право тебя мобилизовать и на
тебя рассчитывать независимо от твоего желания уехать в
Урюпинск или в Малайзию, а ты те же права имеешь на каждого из
нас" - эта клауза, несомненно, не только соответствует природе
клятвы, но и совершенно ей необходима (без нее выживание стаи
станет невозможным, а клятва давалась-то ради взаимного
выживания). Ради взаимного выживания каждый, разумеется,
должен поступиться какими-то своими личными выгодами и
подставиться под других, и описываемая клауза просто описывает
один из способов (совершенно необходимых) такого
"подставления".
Остается, как сказано, оценить, на
какую мобилизацию и какая стая в каких обстоятельствах имеет
право. Если по всему вышеизложенному у нас с Вами расхождений
нет, то это значит, что принцип дела мы понимаем одинаково, и
расходимся только в оценке МЕРЫ, которой достигла или не
достигла в данных обстоятельствах страна для того, чтобы
вводить тот или иной тип мобилизации. И находится ли страна
Хатти при Улметессобе в тех обстоятельствах, когда разумно не
давать свободы выезда, как в условиях военной угрозы
оправданно и правомерно не позволять людям произвольно
увольняться из армии, а можно их даже принудительно
задерживать на дополнительный срок службы. Об этом можно будет
побеседовать в следующем посте. Но, повторяю, с принципиальной
позицией Улмэтессоба, которая сводится попросту к тому, что
"при большой необходимости стая имеет право мобилизации своих
членов, если это нужно для существенно важных задач лучшего
выживания стаи, и освобождение от этого бремени допустимо
только по воле и с разрешения стаи" - Вы не согласиться не
можете, иначе и налоги придется отрицать. Они тоже являются
формой такой мобилизации, только постоянной.
3.
Кстати, из стаи тех же Штатов выбыть в принципе нельзя. Нельзя
утратить американское гражданство. И французское нельзя. То
есть переехать куда-то можно, но стая все равно сохраняет на
Вас права, в том числе и право мобилизовывать, и если Вы от
мобилизации, пользуясь тем, что реально живете в другом месте,
уклонитесь, то по законам будете преступником. Точно так же,
как если кого-то обворуете. Так устроен весь мир, даже самые
либеральные страны. Поводок есть всюду, и всюду он
неразрывный, только длинна разная, и натягивают по-разному – и
в разных обстоятельствах правомерным бывает разное натяжение и
укорачивание поводка. И это тоже признают все, иначе жить
невозможно. Солнце Улмэтессоб фактически заявил только две
вещи: стая ИМЕЕТ ПРАВО держать всех своих членов на поводке
(еще раз, тут с ним и люди Страны из-за Океана спорить бы не
стали, у них то же самое) (1), и обстоятельства таковы, что
поводок этот надо натягивать сильнее и кроче, чем в Штатах
(2). Вот тут с ним уже можно спорить.
4. Теперь по
частностям. "Если же говорить о "доброй воле людей,
позволивших мне жить", то тогда можно сказать и о "моей доброй
воле не грабить люлей по праву сильного"" Можно было бы. Но
на это ответ я привел уже в своем первом посте – для каждого
из нас идти против всех – погибель, а общество каждого из нас
хлопнет и не заметит. То есть то, что Я не иду против страны –
тут не только моя добрая воля, тут и гигантская необходимость.
А вот что страна меня в жертву не принесла по своему капризу –
тут для нее необходимости непосредственной нет. Ей меня
бояться нечего, тов.Сталин блестяще подтвердил, что при
минимальном уме на костях можно строить вполне мощные империи,
и никто тебя за это не покарает – при ТВОЕЙ жизни. А эт лонг
ран – черта ли людям сегодняшнего дня в этом лонг ран! Так что
если общество меня не забило на тапочки – тут с его стороны
куда больше доброй воли, чем с моей – в том что я окружающих
на тапочки не забиваю.
5. "Если нечто входит в поле
клятвы и оно соблюдается - значит ли это, что клятва тебя
оберегает или добрая воля людей, ее соблюдающих?" И то и
другое, люди хранят клятву по доброй воле. Без доброй воли
клятва мертва. Это и так ясно, и доказывается примером России
1990-х: там клятва писаная просто превосходна на загляденье,
только доброй воли на ее выполнение нет.
6. "Что же тут
неясного? Всего разница, какая часть договора вами напрямую
оплачивается через медицинский полис, а какая - опосредованно,
через сбор налогов и государственное финансирование скорой
помощи. Клятва заставляет, но не как благодетельница а как
гарант соблюдения договоров" А, это совершенно верно,
просто право на мобилизацию и натяжение поводка входит в
договор (у всех), и сам факт наличия пожизненного поводка –
тоже (нельзя утратить гражданство США). А что, допустим,
реально уехав из США и натурализовавшись в Швейцарии, на этот
поводок можно наплевать, - так и от налогов уклониться
физически возможно. То и другое любая разумная клятва должна
будет считать нарушением, потому что иначе не сможет
существовать. Так оно и происходит.
7. "И нет причин в
конкретную статью клятвы добавлять пункт о невозможности выйти
из нее". То-то и оно, что есть (п.1) – во всяком случае даже
суперлиберальные имеющиеся клятвы этот пункт включают. Нельзя
утратить гражданство своей страны (то есть и свои права по
отношению к ней – и обязанности перед ней). Можно
дополнительное приобрести, а вот свое не утратишь.
8.
"Он именно что торгует услугой, только услугой не простой, а
такой как я описал, автоматически (но не безусловно!)
продляемым опционом на медицинские услуги" А, это да.
Только это такая странная торговля – принудительная. Вас не
спросили, хотите ли Вы так торговать. Со страховой фирмой вы
контракт заключаете по своей воле, а вот налоги на медицину с
Вас дерут автоматом. И если Вы скажете: мне лично этот пай не
нужен, я так страховаться не хочу – то люди не внесут Вас в
особый список "отказавшихся, которых лечить не должно", а в
тюрьму посадят. Эту услугу Вам навязали силой. По той самой
клятве. Тем социальные дела и отличаются от свободной честной
торговли. На совершенно тех же правах Вам всучили и такую
услугу: "Общество обязуется Вас не бросать на произвол судьбы
по своему усмотрению, а Вы обязутесь его не бросать на
произвол судьбы по своему усмотрению". И тоже подневольно. См.
пп.1, 3.
9. "И родители (да и я сам) эту услугу и
оплачиваем через налоги или отдавая заработаные денежки
страховой фирме"... Тут все коварство в слове "оплачиваете".
Как Вы догадались, что Вы и вправду что-то "оплатили"? Еще
раз, на каком свободном рынке устанавливалась цена на охрану
Вашей безопасности от убийц или лечение от смертельной
болезни? Сколько Вы бы заплатили за это по ценам свободного
рынка? Ясно, сколько: ровно столько, чтоб на остаток с голоду
не помереть. А с Вас почему-то берут меньше. "Оплата"
устанавливается не в соответствии с законами свободного
честного рынка, а в соответствии с правилами
добровольно-принудительной взаимопомощию Той самой доброй
воли, проявления которой люди по доброй воле требуют друг от
друга и принудительно. "Социум... только за соблюдением
договора следит, но на это, кстати, мои налоги по той же
опционной модели расходуются, через судебную
систему". Опять же – сколько на рынке стоит судебная
система? Разве Вы что-то оплатили по закону стоимости? Ничего
Вы не оплатили, Вам стая выписала талон на услуги, никакой
рыночной цене услуги не соответствующий. У Вас в Ирландии
минимум почасовой оплаты гарантирован государством – это что,
рыночная мера, эту услугу государства можно во сколько-то
оценить по рыночным законам? Сколько Вы согласны заплатить за
то, чтобы Вас не убили и охраняли?
10. "Несколько
моментов (по мобилизации). Во-первых, все тот же самый, см.
выше, про опцион на услугу (теперь вы государству опцион на
свои навыки солдата продаете), и отступаться от него значит
клятву нарушать". Вроде бы верно, только это какая-то
странная "продажа": меня силой заставляют продавать
государству свой опцион на навыки солдата. Меня не спрашивают,
а может, я и не хочу вовсе, чтобы меня стая защищала, может
мне мои сегодняшние денежки дороже, чем будущая страховка от
пожара в случае пожара. Какой же он акт торговли, если и с
меня "цену" берут, меня не спросив, и товар мне всучивают,
меня не спросив? Небось при приближении вражеской армии меня
принудительно эвакуируют, не спросят, не хочу ли я под
супостатом остаться... Так что это очень специальный
опцион.
11. "А третий, очень ИМНО важный: а о призывной
армии идет речь или контрактной?" О призывной, конечно. "Если
я не готов воевать и убивать, а готов услуги профессионалов
(контрактной армии) оплачивать - что же вы меня силком своим
трупом чужие политические ошибки затыкать заставляете, да еще
нехорошими словами обзываетесь/в тюрьму посадить
норовите?" Этот вопрос должен быть переадресован к США: они
во Вторую Войну почему-то не ввели право свободного выкупа от
воинской обязанности (на каковой выкуп содержали бы
профессиональную армию), а мобилизовывали принудительно. Между
тем никакой оборонительной войной Вторая Мировая для США не
была, хотя формально войну им объявили оба их противника сами.
Это была типичная имперская экспансионистская война за
важнейшие общенациональные интересы. Просто у Рузвельта
хватило искусства, а у его противников – отчаяния (Япония) и
сумасшествия (Германия), чтобы в декабре 1941 года США
номинально оказались в положении обороняющейся страны. Причем
реально США участвовали в войне на стороне Англии задолго до
того, а Японию буквально втолкнули в войну требованием
убраться из Китая под страхом удушения в сырьевой
блокаде. Много я чего читал, но упрек в адрес США в
нарушении прав человека за то, что они ввели во Вторую Мировую
принудительную воинскую обязанность без права откупа от нее
деньгами или найма заместителей – такого не
встречал. Кстати, с Англией еще яснее выйдет. Кто кому
объявил войну – Англия немцам или немцы Англии? Какая она для
Англии "оборонительная", Вторая Мировая? Поляков они, что ли,
обороняли, которых сами и же сдали с потрохами в 39 и 44? Она
не оборонительная – это Англия напала на Германию, а не
наоборот; это типичная война за политические интересы всего
сообщества. Чтобы на континенте не было Могущества,
_способного_ угрожать Англии. Гитлер никакой агрессией Англии
в 1939 не грозил (он и потом-то ее не мог осуществить
физически), наоборот, он очень хотел с ней договориться. То
есть для Англии Вторая Мировая – это в точности описанный Вами
случай: трупами граждан затыкали силком политические ошибки
Чемберлена и прочих миротворцев 1938 года. И никакого права
откупа. И опять – нигде не встречал осуждения этой
мобилизации по этическим соображениям охраны прав
человека. А вопрос: "за что меня силком на фронт, если я
заплатить могу на наемника" – это, как мне кажется, в принципе
вопрос однородный таким: "за что с меня налоги драть на
полицию, если у меня кулаков хватает, чтобы за себя самому
постоять" или "за что с меня налоги на социальную медицину для
бедных, если я в жизни ей не воспользуюсь, потому что денег у
меня хватит на частного врача"? Да, кончно, в первом случае Вы
обязуетесь выставить некую замену, а во втором и третьем
просто ничего не хотите давать, тут разница большая. Но
стая-то знает, чего ей от Вас в каждом отдельном форс-мажоре
нужно – когда денег, а когда и крови. И если она требует от
Вас крови, а Вы ей предлагаете денег, то это примерно то же,
как если она потребует денег, а Вы ей предложите и вовсе дулю
с маком.
Еще раз – вопрос о том, правомерно ли тогда-то
и тогда-то требовать с Вас того-то и того-то – это вопрос
иной. Сейчас речь идет о принципе.
А в зависимости от
обстоятельств – так оно и выходит, как Вы говорите. В 1890
году армия в Британии профессиональная, то есть вы, богач,
даже не за себя лично откупаетесь, а разом и за себя, и за
множество бедных ставите замену – наемника. В 2000 – то же
самое. А посередине, в 1914-1945, такой армией не проживешь –
никаких денег не хватит, и раскол нации получится. Так что
принудительный призыв, и никто не ставит под сомнение
принципиальную правомерность таких вещей.
Если мы и
Англию с Америкой образца 1940 года на три буквы будем
посылать как недопустимо тиранические сообщества,
предъявляющие дикие требования к своим членам, - с кем
останемся? С нынешней Европой? Так ведь она такая только
потому, что проблем нет, а как будут – начнет поступать по
образцу Черчилля и Рузвельта, и вовсе не сочтет это изменой
каким-то своим принципам.
11. "Естественно, этот пункт
проходит только в случае принудительной воинской службы и
человека, отказывающего в ней служить по своим убеждениям (не
обязательно пацифисту, главное чтобы его эта мысль осенила не
когда жарко стало, а изначально)". A что ему делать, если
мысль такая его осенила, а в стране Закон о воинской
повинности?
12. ***Разберем другой пример. Маленький
парусный корабль...*** "Не долго. Потому что нельзя договор
опциона нарушать. Но, опять же, если матроса силком
заставилина корабль служить идти, бездарное правительство
насквозь ржавую посудину без провианта и шлюпок под вражеские
торпеды поставило..." Так ведь ко ВСЕМ нашим опционам нас в
обществе принуждают силком. Это ж только так говорится –
"добровольная клятва", а пойди не поклянись – в землю вобьют.
Насчет бездарного правительства. Это ведь получится, что
ежели военачальник бездарную операцию проводит, - то уже можно
свободно дезертировать. "то ругать того матроса можно лишь
за то, что не стал он добровольно чужие жизни из дерьма
вытаскивать, своей рискуя - - но на смерть их правительство
обрекло, не матрос. И оно в том виновато, а он лишь подвига не
совершил". Так ведь не "чужие" они в данном случае, жизни
– а жизни членов _своей команды_. На смерть-то их обрекло
правительство, оно тем самым, так сказать. пошло против
компонента клятвы о ненападении. А вот матрос пошел против
компонента клятвы о _взаимопомощи_. А что этот компонент
"взаимопомощь" периодически требует ложиться костьми для
спасения чужих жизней – так мир так погано устроен, что нельзя
без этого.
В современных развитых странах в наличии
столько денег, что компонент "взаимопомощь" в них почти
никогда не требует класть _жизнь_ поневоле, по основной
клятве. Потому что можно взять не кровью, а деньгами, а уж на
деньги – нанять профессионала, который уже не по общей
основной клятве, а по совершенно четкому спецконтракту
обязуется в случае чего класть жизнь, осуществляя _за других_
компонент "взаимопомощи". Морально это, конечно, более легкая
ситуация, потому что здесь _поневоле за бесплатно_ никого
жизнь за други свои класть не тянут. На это дело общество
нанимает в своей среде добровольцев за повышенную плату. В
итоге сам компонент "взаимопомощь" в таком обществе не
ощущается так ярко – потому что он и не выражается почти ни в
чем, кроме не очень обременительных денежных выплат. Вот
ненападение – это и тут ощущается как сильнейшая
необходимость, а взаимопомощь - нет, так как денег нам жалко
меньше, чем крови.
Поэтому, сталкиваясь с теми
обществами, которые этого себе позволить не могут,
представители более развитых обществ склонны питать иллюзию,
что там как-то граждане друг над другом не по чину изгаляются
– силком тянут друг друга отдавать жизнь свою за други своя. А
на самом деле, чуть только поперек живота ухватит, так это и
Ирландия мигом сделает. Хорошо оно, когда этого меньше, да где
ж такое счастье взять?
Собственно, вся наша дискуссия о
том и идет, к чему и когда может обязывать компонент
"взаимопомощь".
13. "Вот купи здоровяк перед началом
рейса билет в первый класс, да убедись что в договоре указано,
что он вперед всех местом в шлюпке обеспечен будет - и не надо
из конвенции выходить. Но ведь не всякий корабль ему такую
услугу предоставит". Так дело в том, что тот корабль,
который такие услуги предоставляет, долго не проплавает. То
есть проплавает – но только потому, что речь идет о
_пассажире_, а не о члене команды. Он с корабля слезет – и
адью. А если в команде будут знать, что _из членов команды_
капитан, или кто побогаче, или кто посильнее в случае беды
спасаются по норме первыми, потому что такое право купили за
деньги – такая команда развалится с ходу.
14. (к
истории о дяде с длинными зубами) "И снова вопрос в уходе
из-под всяких конвенций, а не в переходе из одной в другую".
А какая нам-то разница? Из нашей он сбежал по своему
произволу. Какая нам разница, вступил он при этом в какую-то
другую или ни в какую не вступил? "Сам себе волком человек
сделался - но то его выбор, нас не касающийся, в чем он
виноват перед нами?" Вот этого вопроса я не понял. Имеется
ли в виду то, чем виноват перед нами человек, просто не
захотевший идти с нами и дальше в одной упряжке, a nas ni o
chen ne sprosivshij? Об этом см. п.1.
15. ***Если
крестьянская страна скинулась и бесплатно дала человеку
образование, чтоб он был врачом и лечил тех крестьян и всех
прочих, а он встал, и говорит: "Ну-тык, образование у меня уже
есть, чего-то мне с вами в одной лодке плыть надоело. Перелезу
в другую, там мне за мое врачебное искусство куда больше
отвалят. Ищите себе других врачей". Он как, влез в долг, и дал
деру, его не уплатив, или кругом в своем праве? И если
считать, что в своем праве, то какой дурак будет скидываться
на образование врачей? Никакой. И потеряют все***. "А по уму
другое делать надо: договор с ним заключать, что мы тебя
обучим - а ты потом за это пять лет на нас отработаешь, на
установленной законом ставке врача твоего профиля и
квалификации. А еще очень неплохо бы альтернативу предложить:
не хочешь на нас работать - деньгами заплатишь (опять, по
хорошему, с опцией сразу, но поменьше или за пять лет
практики, но побольше). И все в выигрыше окажутся. Так что не
от бедности эта беда, а от глупости".
В принципе все
правильно. Только почему ПЯТЬ лет? Кто срок будет определять?
Почему пять, а не тридцать и не три? И не пожизненно до
пенсии? Страна все это затевала для того, чтоб у нее хватало
врачей. Если у нее хватит средств образовать столько врачей,
что пяти лет их отработки хватит в пересчете на человеко-годы
– то и хорошо. А если не хватит – то придется и больше. Тут
все опять же просто – кто богатый, покупает услугу по
добровольному контракту и найму, а кто бедный – тот тягло
накладывает полностью или частично, потому что предложить в
уплату он ничего особенно замечательного не может. Почему США,
когда дорогу надо прокладывать, наймут
работников-добровольцев, а фараон Рамсес – выведет селян по
тяглу на принудительную повинность? Потому что США –
демократия, а Рамсес – тиран? Ничего подобного. Потому что
НЕЧЕМ в Египте заинтересовать работника, чтоб он пошел по
добровольному найму дорогу класть. А в США прибамбасов много,
а дорожные работы полегче – так им и есть чем.
16.
"***А когда в США обнаружится большая нехватка фармацевтов -
еще как удержат***. Когда пять лет назад в США стало нехватать
программистов, они мобилизацию не проводили, и женщин и детей
на благо родины Си учить не заставляли:)".
Правильно,
потому что денег хватило это КУПИТЬ, не надрывая пуп. А не
хватило бы – мобилизовали бы, как мобилизовали солдат на
Вторую мировую. См. п.11 о Рузвельте. А сейчас на
"оборонительную" войну с мировым терроризмом (ну никак не
менее оборонительную, чем Вторая мировая, Гитлер Нью-Йорк не
бомбил и бомбить не мог) – все равнно не мобилизуют. Потому
что можно купить профессиональных солдат. А нельзя будет –
опять призовут, не чихнут.
Были бы у страны Хатти
деньги на то, чтобы программистов НАНЯТЬ – стала бы она
прикреплять/мобилизовывать? Когда я писал про нехватку
фармацевтов, я подразумевал, естественно, что денег на их найм
и импорт нет. Штатам такая участь в обозримом будущем не
грозит, а вот Верхней Вольте – еще как.
17. "Меня,
пожалуйста, по второй части прописывайте, ИМНО как раз с
91-ого года хоть на какое-то отношение Россия получила
основания претендовать". В 1964-1991 Россия не допускала,
чтобы на ее территории вооруженные банды расправлялись с
невинными, а ее дети – голодали. С 1991/1992 это стало
считаться нормой, хотя ни богатств в стране не убавилось, ни
солдат. Если уж Россия до 1991 не может считаться семьей, то с
1991 – стократ.
|